dem_2011

Category:

Гаэтано из Бергамо

Александр МАТУСЕВИЧ 

В Бергамо прошел Международный оперный фестиваль Гаэтано Доницетти.  Одним из сюрпризов итальянского смотра стала малоизвестная опера о русском царе Петре Великом.

Познавший небывалые триумфы в музыкальных столицах Европы, Доницетти родился и умер в маленьком местечке в Ломбардии, имеющем древнейшую, еще доримскую историю. В России при упоминании Бергамо вспомнят разве что зарифмованное с его именем название советской кинокомедии по «Слуге двух  господ» Гольдони с блистательными Натальей Гундаревой и Константином  Райкиным. Не лучше ситуация и в Европе: находящийся в полусотне километров от Милана, Бергамо обречен навечно находиться в тени «большого брата», и даже итальянцы порой не знают о сокровищах, которые таит этот городок, одна часть которого раскинулась в долине реки По, а другая взобралась на альпийский отрог.

Одним из таких сокровищ является монографический Международный  оперный фестиваль, посвященный великому уроженцу этих мест. Музыкальные приношения гению бельканто проводятся здесь издавна, его чтут свято —  ​местный театр носит имя Доницетти, около него высится роскошный  беломраморный памятник, есть дом-музей, где родился композитор,  а к надгробию мастера в главном храме города Санта-Мария-Маджоре  возлагаются цветы в памятные дни. Однако доницеттиевский фестиваль не  сумел пока обрести такой же известности, как другие монографические  смотры Италии — ​россиниевский в Пезаро, вердиевский в Парме или  пуччиниевский в Торре-дель-Лаго. Хотя наследие Доницетти по количеству  столь впечатляюще, что хватило бы на несколько музыкальных форумов. Пять лет назад в Бергамо пришла новая команда во главе с Франческо Микели, стремящаяся добиться большей популярности фестиваля и придать ему своего рода идеологию. Она поставила целью возрождение забытых произведений  композитора, осуществление научных исследований и подготовку постановок  по критически корректным изданиям партитур, видео- и аудиофиксацию  спектаклей, а также приглашение лучших музыкальных сил.

Программа нынешнего смотра включала три оперы в полноценном  сценическом воплощении и целую серию концертов. Среди нетеатральных  мероприятий выделяется, бесспорно, исполнение в день рождения  композитора, 29 ноября, в базилике Санта-Мария-Маджоре мессы «Глория»,  написанной в зрелый период творчества: полную упоительных мелодий  и ярких контрастов партитуру великолепно воплотили сопрано Серена  Фарноккиа, меццо Вардуи Абрамян, тенор Джулио Пеллигра, бас Роберто де  Кандиа, фестивальный хор (худрук Фабио Тартари) и оркестр под  управлением маэстро Коррадо Ровариса.

Из известных вещей гения была выбрана «Лукреция Борджиа» —  ​великолепная драматическая ренессансная фреска об отравлениях,  заговорах и любовных несовпадениях. Эта опера не так уж часто появляется  на мировых подмостках. Жесткую, достаточно натуралистичную и мрачную  постановку осуществил Андреа Бернард, но ее посыл не противоречил  пленительной музыке Доницетти — ​несмотря на все красоты, опера  повествует о весьма кровавых временах и отвратительных нравах, поэтому  брутализм продукции был уместен и гармонировал с драматическим накалом  партитуры. 

Кроме того, опера была великолепно спета. Лишь сопрано Кармелы Ремиджо в титульной партии показалось бедноватым и не масштабным для  такого значимого персонажа, который в недавнем прошлом воплощали  поистине великие певицы, такие как Сазерленд и Кабалье. Зато мощный бас  Марко Мимицы (Альфонсо), звучный и насыщенный тенор Шавьера Андуаги  (Дженнаро) и сочное, шоколадного окраса, мягкое и виртуозное контральто  Вардуи Абрамян (Орсини) творили настоящие чудеса бельканто. Молодежный  оркестр Луиджи Керубини и хор Муниципального театра Пьяченцы под  управлением Карлы Дельфрате увлекали тембральным богатством  и динамическим разнообразием, подарив захватывающее исполнение одной из  лучших опер изысканного итальянского стиля.

К раритетам нынешнего фестиваля относились две оперы. «Ангел Низиды»  сочинялся для Парижа, но света рампы так и не увидел: большая часть его  музыки была использована позже композитором для «Фаворитки», получившей  мировое признание и популярность. Долгое время «Ангел» считался  утерянным, однако совсем недавно был восстановлен, и до Бергамо уже состоялось его концертное исполнение в Лондоне.

Вторая редкость — ​опера «Петр Великий, или Ливонский плотник»,  главным действующим лицом которой выступает первый российский император, — ​взята не случайно: фестиваль проводит акцию «Доницетти — ​200», суть которой хронологически исполнить все наследие композитора ровно через двести лет после мировой премьеры каждого опуса. «Петр Великий» был впервые поставлен в Венеции как раз в 1819 году. Повод о нем вспомнить, стало быть, самый логичный и законный. Вообще, личность Петра всерьез волновала Доницетти, он посвятил ему даже две оперы —  ​помимо раннего «Ливонского плотника» в более зрелые годы маэстро  сочинил «Бургомистра Саардама», повествующего о приключениях царя в Голландии. В обоих сочинениях исторической достоверности немного, зато с избытком запутанной комедийности и соответственно бодрой, динамичной  музыки. Правда, в раннем произведении, которое как раз и представили  в Бергамо, стиль Доницетти еще только угадывается — ​в опере чувствуется  влияние Россини и даже более ранних образцов (Чимарозы, Паизиелло),  а ее музыкальная форма чересчур рыхлая. Сочинение невероятно длинное, со  множеством мини-финалов, которые все никак не разрешатся окончательным  аккордом. А также с колоссальным количеством действующих лиц — ​одних  только примадонн-сопрано целых три, причем у каждой есть большая ария,  да еще и не одна.

Действие оперы происходит в Прибалтике, где царская чета инкогнито  ищет брата Екатерины Карла Скавронского. И обнаруживает, что у того  роман не с кем-нибудь, а дочерью предателя Мазепы Аннеттой. Но поскольку  предатель год как скончался, великодушный Петр решает стать Аннетте  отцом, и все на радостях отправляются домой — ​в Петербург. Эту  невероятную псевдоисторическую оперную клюкву а-ля рюс всерьез  воспринимать невозможно, поэтому режиссеры Марко Пачиотти и Лоренцо  Паскуали приняли единственно верное решение — ​не делать из нее  исторический спектакль, а акцентировать буффонную стихию. Но чтобы  все-таки привязать историю про русского царя к России, сценографию  и костюмы решили сверхоригинально, положив в основу творчество русских  авангардистов начала прошлого века — ​Казимира Малевича, Василия  Кандинского и других. Угловатая графика и контрастные цвета придали  спектаклю еще более комический вид и справедливо перетянули одеяло на  себя, оставив в тени достаточно клишированную музыку юного композитора.  Аутентичный оркестр «Ориджинали» под управлением Ринальдо Алессандрини  играл ладно и выразительно, а среди достойного состава (Лориана  Кастеллано — ​Екатерина, Паола Гардина — ​Мадам Фриц, Франциско Брито —  ​Карл) выделялись пластичный бас Роберто де Кандиа (Петр) и звонкое  сопрано Нины Солодовниковой (Аннетта). 

Фото на анонсе: Джанфранко Рота 

Источник


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded