Это не совсем то, о чем вы подумали... Сейчас, когда лес уже стал почти метафорой неформатных переговоров, любое упоминание о нем сбивает с толку. Но на видео запечатлен вовсе не актуальный диалог представителя прессы с властью. (К несчастью, у этого разговора не было свидетелей). Это фрагмент передачи А. Варгафтика "Партитуры не горят". Рассказывая об одном из произведений Шостаковича, автор, в частности, поясняет:
Чуть позже, уже будучи автором не только «Песни о лесах», но и другого судьбоносного шедевра социалистического реализма кантаты «Над родиной нашей солнце сияет», посвященной 19 съезду ВКП (б), Шостакович станет депутатом Верховного совета РСФСР, что даст ему массу новых возможностей, прав и даже привилегий. Например, писать различные письма, ходатайства и другие документы на личном бланке. Или пользоваться казенной машиной с казенным же водителем. Водители, кстати, менялись, но разные подмечали разное в жизни композитора..."
Но вот еще один фрагмент из цитированной недавно книги Виктории Швейцер о Цветаевой. Она ссылается на воспоминания очевидицы событий внутри богемного круга Москвы образца 1938-го года:
"В правлении Союза писателей и писательского дома появились новые люди... в них чувствовалось... стремление к комфорту, все как-то лихорадочно обзаводились машинами, дачами, идет раздел писательских дач, Соболев срочно кончает курсы шоферов - и все это делается с лихорадочной поспешностью. Поэт Кирсанов делается таким метрдотелем писательского дома, заговорили о кухне, в воздухе носились разговоры о блестящей кухне, гаражах, судорожно искали бензин... люди охвачены азартом. Начинается какая-то трамвайная давка с отдавливанием ног..."
Многие читатели убедили меня в том, что в нашей истории повторов не бывает. Ну, и хорошо. Значит, все могут быть спокойны, что трамвайной давки не будет... Поссорятся в лесах, помирятся в кабинетах. Худой мир, как говорится, лучше недоброй ссоры...