dem_2011

Categories:

Иоганн Себастьян Бах. Месса си минор


Бах не дал какого-либо специфического названия целостному произведению, в автографе первых двух частей использовал латинское слово Missa (а не немецкое Messe). В каталоге сочинений отца, составленном К. Ф. Э. Бахом (1790), обозначена как «большая католическая месса» (нем. große catholische Messe). Распространённый ныне заголовок «Месса h-moll» (нем. Messe in h-moll) восходит к К. Ф. Цельтеру, который в 1811 г. включил мессу в репертуар (руководимой им) берлинской Певческой академии. В действительности только первая часть и несколько частей внутри композиции написаны в h-moll, другие же части написаны в D-dur, fis-moll, g-moll, G-dur и др. тональностях (чаще других встречается D-dur, которым и заканчивается произведение). В эпоху романтизма (начиная с 1845, в томе из первого полного собрания сочинений Баха) получил распространение заголовок «высокая месса» (нем. die Hohe Messe), ныне практически вышедший из употребления. 

Причины, побудившие Баха к созданию столь грандиозной композиции, остаются неясными. Все предположения прошлых и нынешних баховедов носят гипотетический характер... Тот факт, что в Мессе не используется обычный для кантатно-ораториальной музыки Баха тематизм лютеранских церковных песен (так называемого протестантского хорала), а также тот факт, что в качестве текстовой основы взят традиционный латинский ординарий (в некоторых лютеранских церквах Германии использовались латинские тексты, но никогда — полный ординарий), исключают функционирование Мессы h-moll в современном композитору протестантском обиходе; сочинение задумывалось Бахом, вероятно, как концертная, а не как церковная музыка.

Музыку Мессы, венчающей его творческую карьеру, Бах обдумывал в течение многих лет. Так, Sanctus он написал ещё в 1724 для первого дня Рождества. Kyrie и Gloria были написаны для лютеранской мессы в 1733. В конце 1740-х гг. прежде написанные части ординария композитор основательно переработал и отшлифовал. Автограф Мессы в окончательном виде датируют 1748 или 1749 годом. 

Достоверных свидетельств о прижизненном исполнении Мессы нет. В 1811 она вошла в репертуар Певческой академии в Берлине (нем. Sing-Akademie zu Berlin) благодаря усилиям её тогдашнего руководителя К. Ф. Цельтера, рассматривавшего Мессу h-moll как «величайший шедевр, который мир когда-либо видел» (das größte Kunstwerk das die Welt je gesehen hat). Первое публичное исполнение Мессы (в два вечера) состоялось силами той же академии под руководством К. Ф. Рунгенхагена в 1835 году.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Raphaël Pichon dirige l'Ensemble Pygmalion dans la Messe en si de Bach,  avec Joanne Lunn, Lea Desandre, Lucile Richardot, Emiliano Gonzalez Toro  et Christian Immler. Concert enregistré vendredi 24 mai 2019 à la  Philharmonie de Paris.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded