Арнольд Шенберг. «Пеллеас и Мелизанда»
Для любопытствующих пьеса Метерлинка в переводе Брюсова: http://www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka_Maeterlinck.html
Еще совсем недавно у нас именем Шенберга было принято пугать детей в музыкальных школах. Слово "формализм" было одним из главных ярлыков, от которых принято было шарахаться.
Исключение разве что делалось лишь для его "раннего творчества".
Именно к раннему Шенбергу относится написанная в 1903 году симфоническая поэма "Пеллеас и Мелизанда" (по одноименной драме М. Метерлинка ).
Шенберг отнюдь не родился злостным терзателем музыки, пугающим новатором, атоналистом и разрушителем.
В начале ХХ века он, например, часто советовал своим ученикам пойти вечером в оперу (если давали что-нибудь вагнеровское), а наутро записать со слуха и принести ему свой вариант инструментовки — хотя бы оркестрового вступления к "Тристану и Изольде" или "Парсифалю". Сравнив с настоящим принесенный легко было видеть, чему еще нужно учиться, а что уже изучено.
Впоследствии открывший (либо, как говорят принципиальные его противники, — придумавший) систему додекафонии, или "двенадцатизвучия", Шенберг был в конце 1902 – начале 1903 года на пути к своей первой большой работе на поприще оркестрового дела. Это поэма "Пеллеас и Мелизанда" по М. Метерлинку, и написал он ее в то же самое время, когда Клод Дебюсси поставил на ноги своих "Пеллеаса и Мелизанду".
Сюжет перекликающийся фабулой с"Тристаном и Изольдой", а также наверно и с "Франческой да Римини", (впрочем, если свести содержание к тегам судьба, любовь, ревность, смерть, то список можно будет продолжать бесконечно) получил необычную популярность и был использован еще рядом композиторов ( Форе , Сибелиус...), но самыми значимыми, или во всяком случае известными сегодня, остались работы Дебюсси и Шенберга.
В Шенберговской оркестровой поэме — вагнерианство самого правоверного толка, правда без слепого восхищения первоисточником.
Отравлено романтическая, минутами конвульсивная, невероятно печальная Симфоническая Поэма ор. 5, огромна, сложна, как ребус (в одном месте Шенберг сочетает в одновременности 5 разных мотивов, накладывая их друг на друга)...
Именно «Пеллеасом» Шенберг закрывает свой первый этап творчества ("Песни Гурре" уже были написаны, но оркестрованы будут гораздо позже). А дальше пойдет совсем другая музыка, музыка, оспаривающая "закон гравитации"...
Именно Шёнберг первым среди "правоверных вагнерианцев" осознал тот факт, что их кумир завел музыку в своего рода тупик — и есть только три пути: остановиться там навсегда, в этом тупике, пойти назад и прокрутить назад изрядный кусок мировой музыкальной истории — или ломать стену. И здесь впервые возникает у него мысль о том, что СТЕНУ МОЖНО И НУЖНО БУДЕТ ЛОМАТЬ. Но пока он еще не знает, как...
Schönberg: Pelleas und Melisande ∙ hr-Sinfonieorchester ∙ David Afkham
Arnold Schönberg: Pelleas und Melisande op. 5 ∙
Sinfonische Dichtung für Orchester nach dem Drama von Maurice Maeterlinck ∙
hr-Sinfonieorchester – Frankfurt Radio Symphony ∙ David Afkham, Dirigent ∙
hr-Sinfoniekonzert ∙
Alte Oper Frankfurt, 13. Dezember 2019 ∙