Palestrina 2

Изольда Милютина. Юбилей

Изольда Борисовна Милютина – известный молдавский и израильский музыковед, доктор искусствоведения (1973), диссертация «Национальные черты в камерном инструментальном творчестве композиторов Советской Молдавии», заслуженный деятель искусств Молдовы, закончила Кишинёвскую консерваторию сразу по двум специальностям, по фортепиано и как музыковед, вела класс фортепиано в Кишиневской музыкальной школе-десятилетке, впоследствии преподаватель и доцент, заведующая кафедрой композиции и музыковедения Кишинёвской консерватории (Государственного института искусств им. Г. Музическу), член репертуарно-редакционной коллегии Министерства культуры МССР, руководитель отдела музыковедения АН Молдавской ССР.


Автор очерков о молдавских композиторах, концертных и театральных рецензий радио- и телепередач, статей о развитии молдавского музыкального творчества, в т. ч. Николай Пономаренко (Кишинев, 1960), «Молдавия» («СМ», 1969, № 1), «Поет Мария Биешу» («Правда», 1970, 9 апр.), «Обогащение традиций» («СМ», 1970, № 9), «Некоторые национальные особенности музыки Советской Молдавии» (в кн.: Музыка и музыканты братских народов Советского Союза. Л., 1972), «Оценки общественности – стимулятор творчества» («СМ», 1975, № 3), «Вглядываясь в себя» («Вечерний Кишинев», 1990, 3 апр.),  альбом-монография «Дойна» (Кишинёв: Hyperion, 1990), книга воспоминаний «Между прошлым и будущим» (Тель-Авив: Gutenberg, 2004), статьи: «Времен связующая нить … (Выходцы из России в музыкальной культуре Израиля)» (в кн.: «Израиль: русские корни» (Иерусалим, 2011. – 664 с.), «Минул век... Рукописи не горят (Соломон Лобель)» («Еврейский камертон», 2011, март), «Чёрные страницы истории» (в жж. dem_2011, 2011, сент. и на сайте Реховота в: «Памяти ушедших», 2012, апр.), «Он был скрипачом. Однако, как он пел!..», (dem_2011, 2012, июнь), «О музыке (введение в мир музыки для желающих)» (Реховот, 2012, июнь).


1 июля у Изольды Борисовны Милютиной юбилей.
Коллеги, друзья, родные горячо поздравляют Изольду Борисовну со славной датой и желают ей здравия и традиционного 120-летия! 


А ниже помещаем материалы из прошлого, которые как нельзя лучше характеризуют нашу Изольду Борисовну.

ЗЕМЛЯКИ. НАСЛЕДНИЦА

Не погрузится мир без нас
В былое, как в потёмки.
В нём будет вечное «сейчас»,
Пока живут потомки.
С. Маршак

Собравшиеся в Национальном историческом музее представляли «цвет» музыкальной Молдовы. Прошедшие в залах музея выставка и концерт были посвящены столетию со дня рождения выдающегося деятеля мол­давской музыкальной культуры Бориса Семёновича Милютина. Инициатором и вдохновителем этого торжественного события была его дочь – Изольда Милю­тина, специально прилетевшая из Израиля.

Изольда Милютина – личность неординарная. В ней редкостно сочетаются ум, талант, красота, обаяние. Она общительна, доброжелательна, отзывчива. Как и отец, Милютина – музыкант: музыковед, доктор искусствоведения, заслу­женный деятель искусств Молдовы, член различных творческих союзов, педагог, публицист, лектор, автор многочисленных статей, опубликованных в Молдове, России, Германии, Израиле. Её имя включено в Dictionary of International Biography – словарь биографий наиболее значительных личностей мира, издающийся в Кембридже. С 1999 г. живёт в городе Бат-Ям, входящем в Большой Тель-Авив (сейчас И.Б. проживает в Реховоте – прим. dem_2011).

Вышедшая в прошлом году в издательстве «Gutenberg» книга Милютиной «Между прошлым и будущим» посвящена родителям. Говоря о них и других близких ей людях, Милютина рассказывает о том, какой след на земле они оставили.

В 1936 году, окончив с отличием Ленинградскую консерваторию по классу симфонического и оперного дирижирования, Борис Милютин приехал с женой и маленькой дочкой в Молдавию. Благодаря ему расцвела музыкальная жизнь Ти­располя, а потом и Кишинёва. С симфоническим оркестром под управлением Б. Милютина выступали всемирно известные музыканты: Д. Ойстрах, Э. Гилельс, Б. Давидович, М. Вайман, Д. Башкиров, Дж. Огдон, Ю. Ситковецкий, Г. Гинзбург, М. Гринберг, Н. Бейлина. Молдавия стала второй родиной Милютиных.

«В весёлый праздник Пурим имя Эстер у всех на памяти. В нашем доме это имя – родное, дорогое, незабываемое – имя моей мамы. Отец ласково называл её «Этя, Этенька», – рассказывает Изольда Борисовна. – Она была для него путеводной звездой. «Если бы не ты, чем бы я стал!» – говорил он. От своей матери, энергичной бабушки Перлы, она унаследовала незаурядный ум, чувство собственного достоинства, несколько сдержанную манеру общения, прекрасное чувство юмора.

Душа мамы несла в себе тягу в мир художественный, мир духовных ценностей. Девушка из белорусского местечка поступила в про­славленный Институт истории искусств в Ленинграде. Но неожиданно всё рух­нуло. Её отец, скромный провинциальный еврей, держал небольшую аптечную лав­ку, и по меркам того времени был отнесён к нетрудовым элементам». Эстер из института исключили. У неё был неплохой голос, и она стала петь в хоре, ко­торым руководил студент консерватории Милютин. Так судьба соединила Эстер Будневич и Бориса Милютина.

В доме Милютиных всегда звучала музыка, царил дух творчества. Неудиви­тельно, что Музыка и Жизнь для маленькой Золи стали понятиями неразрывными. Самое раннее, что запомнилось из ленинградского детства, – рояль у окна, много нот, папа учится. Деревянный павильон в городском саду, концерты – это уже Тирасполь. Ещё светлое и доброе – это тихое бормотание дедушки Алтера Бенциона, скло­нившего плечи, покрытые талесом, над открытой Книгой книг. Следом приходят воспоминания горькие.

Война... «Мы едем на извозчике на вокзал. Из горящего Кишинёва папа отправляет нас с мамой в Ленинград, а сам уходит на фронт. До Ленинграда поезд не дошёл – путь был перекрыт, и состав повернули на Урал. Ехали мы на открытых платформах. Когда бомбили, мама закрывала меня собой. Мы – беженцы, и этим всё сказано. После скитаний удалось добраться до Нижнего Тагила. Мама там работала на заводе. В Ле­нинграде вряд ли бы мы выжили... После войны вернулись в Кишинев. Я училась в СШ № 2, на ул. Берзарина, и в музыкальном училище. Моими педагогами по фортепи­ано были Любовь Моисеевна Бердичевская и Юлий Моисеевич Гуз».

В 1955 г. Изольда с отличием окончила Кишинёвскую консерваторию сразу по двум специальностям: фортепиано и музыковедение. Её наставниками были замечательные музыканты Александр Львович Соковнин и Леонид Симонович Гуров. Почти полвека она преподавала в Alma Mater. Уже с юных лет Изольда была «первопроходцем» – ей мы обязаны появлением биографических очерков о мно­гих молдавских композиторах. Её выступления в концертных залах всегда бы­ли содержательны и увлекательны. Коллеги высоко ценили эрудицию и компетен­тность Милютиной. В её послужном списке – и заведование консерваторской ка­федрой, и руководство Отделом музыковедения Академии наук, и участие в ра­боте Репертуарно-редакционной коллегии Министерства культуры МССР. Не раз она участвовала и в разных творческих форумах. Пригодились опыт и знания Изольды Борисовны и в Израиле, где она трудится в музыкальном архиве Тель-Авивского университета.

Переезд в Израиль повлёк за собой, естественно, углубление в историю еврейского народа. Возникла потребность рассказать читателям о ярких лич­ностях прошлого и настоящего. Среди героев Милютиной – великие композиторы, артисты, поэты: Дж. Мейербер, Ф. Мендельсон, Г. Малер, Ант. Рубинштейн, Й. Энгель, Д. Ойстрах, И. Стерн, С. Михоэлс, Б. Пастернак, С. Гинзбург.

Много доб­рых слов сказано об учителях, друзьях и коллегах А. Соковнине, Л. Гурове, С. Лобеле, З. Ткач, Е. Ткаче, А. Муляре, Ш. Аранове, Е. Богдановском, М. Биешу, О. Янку, Е. Платоне, С. Бенгельсдорфе, М. Копытмане, Р. Шейнфельд и других. Особые слова – о народном артисте СССР, лауреате Государствен­ной премии Сергее Лункевиче, блистательно возглавлявшем долгие годы ор­кестр народной музыки «Флуераш»: «Ушёл из жизни Большой музыкант, музыкант от Б-га... прошёл по жизни подлинный феномен. Только сравнительно коротким был этот путь. Часть его мы шли вместе. Память о нём для меня – в нашей взрослой дочери-пианистке». Сейчас Ирина Лункевич работает в Академии му­зыки в Иерусалиме. Её дочь Маша, внучка Изольды Борисовны, уехала в Израиль по программе «Наале» в 1996 году. Отслужив в армии, поступила в престижный колледж им. Левинского, где очень успешно учится на английском отделении.

Сейчас И. Милютина всерьёз занята изучением истории музыкальной куль­туры Израиля и роли еврейской музыки в мире. Больше всего её интересует вклад выходцев из Молдавии в музыкальную культуру Израиля – уже собрано много интересных материалов. Возрождая Прошлое, она строит Будущее. И не­вольно вспоминаются слова известной песни: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется Жизнь».

Глядя на эту жизнерадостную, улыбчивую женщину трудно представить, что она находилась на грани жизни и смерти. В 1964 году Милютина попала в страш­ную автокатастрофу, выжила чудом благодаря крепкому организму. Она ведь была неплохой спортсменкой: ходила на лыжах, занималась подводным плаванием, ез­дила на мотоцикле.

Воля помогла не только стать на ноги, но и вер­нуться к активной творческой жизни. И сегодня, годы спустя, Изольда Милюти­на полна жизненной энергии и новых замыслов. Читателям «ЕМ» Изольда Борисов­на пожелала крепкого здоровья, стабильности бытия и оптимизма. Улетая, вы­разила надежду ещё не раз вернуться в Молдову.

До новых встреч!

Ирина СТОЛЯР

Источник: DOR LE DOR, Еврейское Местечко, № 19 (88), май 2005 г.

ОТ ВСЕЙ ДУШИ
Наследник Гиппократа

В Беэр-Шеве, в больнице «Сорока», работает профессор Владимир Моисеевич Бергинер. Попытаюсь найти слова, которые могли бы выразить мою бесконечную признательность , благодарность человеку, которому обязана жизнью в буквальном смысле слова. И не только самой жизнью, но – возможностью наслаждаться ею в полной мере, растить детей, радоваться каждому прожитому дню, гордиться успехами своих учеников и т. д. и т. п.

А ведь много лет тому назад всё могло повернуться иначе…



Профессор Бергинер с женой Юлией
Известно, что контакты людские – основа жизни нашей в кругу повседневных забот и самых разных событий. В моей судьбе истончилась однажды до предела нить жизни, которую безостановочно плетут богини судьбы Парки в мифологическом пространстве. Она могла бы совсем оборваться, если б не золотые руки Владимира Моисеевича, врача Божьей милостью. Мне очень повезло, что встреча на жизненном пути и долговременные контакты с этим незаурядным человеком оказались для меня, как нынче говорят, судьбоносными. Я попала под его профессиональную опеку в связи со страшной автокатастрофой. Тогда после полученных травм всё влекло меня во мрак небытия. Когда я долечивалась потом в Московском институте им. Бурденко, мне говорили врачи: «На вашей могилке могла бы уже берёзка вырасти, если бы… Если бы вас не вёл с первых же шагов после полученной травмы доктор Бергинер». Я сама до конца дней своих не устану повторять: честь и хвала ему за его благородный труд! Думаю, я не одна такая.

И теперь я счастлива, что представился особый случай, в связи со знаменательной датой – 80-летием моего замечательного доктора, снова и снова выразить ему те чувства, что уже много лет живут в моей душе. Высокий профессионализм, богатейший опыт, доброе сердце и золотые руки – вот портрет нынешнего юбиляра.

Ко всему сказанному необходимо добавить нечто немаловажное, что поможет обрисовать ещё одну грань этой необыкновенной личности – внутреннее духовное богатство.

Уже приехав на Землю Обетованную, я смогла оценить, насколько прочно живёт в душе доктора Бергинера приверженность к генетическим корням. Именно ею объясняется то, что интересы этого неординарного человека вышли далеко за пределы его профессии. Прекрасно, что они сосредоточены на истории народа, к которому он принадлежит. Об этом свидетельствует углубление Владимира Моисеевича в древние её пласты, в которых содержатся богатейшие сведения, не всегда достаточно полно раскрытые. В данном случае это касается событий ключевых в истории еврейского народа. Не вдаваясь в подробности, могу только сказать, что порой неожиданные соображения весьма опытного в своей профессиональной области специалиста, каким является невропатолог В. М. Бергинер, далеко не безынтересны и по-своему убедительны, ибо сделаны они на прочной научной основе. А ведь известно, что свежий внимательный взгляд на далёкое прошлое, хоть и неоднократно воспетое, всегда может добавить что-то новое.

Поздравляя уважаемого доктора по случаю его славного юбилея, хочу от всего сердца пожелать ему оставаться здоровым и благополучным ещё долгие годы, чтобы приносить людям радость своим благородным трудом. До ста двадцати Вам, дорогой Владимир Моисеевич!

Заслуженный деятель искусств РМ Изольда МИЛЮТИНА
Израиль

Источник: DOR LE DOR, Еврейское Местечко, № 44 (299), декабрь 2009 г.

Какие-то цифры , года - все это не имеет отношения к Изольде Борисовне! Что 30-40 лет назад , что сейчас - цепкий ум , юмор, и .... необыкновенная женственность. И еще - порода. Вот что это такое - точно и определить нельзя... Mы у Булгакова читали?.. Но где " Белая гвардия" и где Изольда Борисовна , детство которой прошло во время войны?! Значит,гены ?! (A генетика-лженаука"!!!!!:):)
За частоколом цифр — ежедневный и кропотливый труд.