Автор очерков о молдавских композиторах, концертных и театральных рецензий радио- и телепередач, статей о развитии молдавского музыкального творчества, в т. ч. Николай Пономаренко (Кишинев, 1960), «Молдавия» («СМ», 1969, № 1), «Поет Мария Биешу» («Правда», 1970, 9 апр.), «Обогащение традиций» («СМ», 1970, № 9), «Некоторые национальные особенности музыки Советской Молдавии» (в кн.: Музыка и музыканты братских народов Советского Союза. Л., 1972), «Оценки общественности – стимулятор творчества» («СМ», 1975, № 3), «Вглядываясь в себя» («Вечерний Кишинев», 1990, 3 апр.), альбом-монография «Дойна» (Кишинёв: Hyperion, 1990), книга воспоминаний «Между прошлым и будущим» (Тель-Авив: Gutenberg, 2004), статьи: «Времен связующая нить … (Выходцы из России в музыкальной культуре Израиля)» (в кн.: «Израиль: русские корни» (Иерусалим, 2011. – 664 с.), «Минул век... Рукописи не горят (Соломон Лобель)» («Еврейский камертон», 2011, март), «Чёрные страницы истории» (в жж. dem_2011, 2011, сент. и на сайте Реховота в: «Памяти ушедших», 2012, апр.), «Он был скрипачом. Однако, как он пел!..», (dem_2011, 2012, июнь), «О музыке (введение в мир музыки для желающих)» (Реховот, 2012, июнь).
1 июля у Изольды Борисовны Милютиной юбилей.
Коллеги, друзья, родные горячо поздравляют Изольду Борисовну со славной датой и желают ей здравия и традиционного 120-летия!
А ниже помещаем материалы из прошлого, которые как нельзя лучше характеризуют нашу Изольду Борисовну.
ЗЕМЛЯКИ. НАСЛЕДНИЦА
Не погрузится мир без нас
В былое, как в потёмки.
В нём будет вечное «сейчас»,
Пока живут потомки.
С. Маршак
Собравшиеся в Национальном историческом музее представляли «цвет» музыкальной Молдовы. Прошедшие в залах музея выставка и концерт были посвящены столетию со дня рождения выдающегося деятеля молдавской музыкальной культуры Бориса Семёновича Милютина. Инициатором и вдохновителем этого торжественного события была его дочь – Изольда Милютина, специально прилетевшая из Израиля.
Изольда Милютина – личность неординарная. В ней редкостно сочетаются ум, талант, красота, обаяние. Она общительна, доброжелательна, отзывчива. Как и отец, Милютина – музыкант: музыковед, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Молдовы, член различных творческих союзов, педагог, публицист, лектор, автор многочисленных статей, опубликованных в Молдове, России, Германии, Израиле. Её имя включено в Dictionary of International Biography – словарь биографий наиболее значительных личностей мира, издающийся в Кембридже. С 1999 г. живёт в городе Бат-Ям, входящем в Большой Тель-Авив (сейчас И.Б. проживает в Реховоте – прим. dem_2011).
Вышедшая в прошлом году в издательстве «Gutenberg» книга Милютиной «Между прошлым и будущим» посвящена родителям. Говоря о них и других близких ей людях, Милютина рассказывает о том, какой след на земле они оставили.
В 1936 году, окончив с отличием Ленинградскую консерваторию по классу симфонического и оперного дирижирования, Борис Милютин приехал с женой и маленькой дочкой в Молдавию. Благодаря ему расцвела музыкальная жизнь Тирасполя, а потом и Кишинёва. С симфоническим оркестром под управлением Б. Милютина выступали всемирно известные музыканты: Д. Ойстрах, Э. Гилельс, Б. Давидович, М. Вайман, Д. Башкиров, Дж. Огдон, Ю. Ситковецкий, Г. Гинзбург, М. Гринберг, Н. Бейлина. Молдавия стала второй родиной Милютиных.
«В весёлый праздник Пурим имя Эстер у всех на памяти. В нашем доме это имя – родное, дорогое, незабываемое – имя моей мамы. Отец ласково называл её «Этя, Этенька», – рассказывает Изольда Борисовна. – Она была для него путеводной звездой. «Если бы не ты, чем бы я стал!» – говорил он. От своей матери, энергичной бабушки Перлы, она унаследовала незаурядный ум, чувство собственного достоинства, несколько сдержанную манеру общения, прекрасное чувство юмора.
Душа мамы несла в себе тягу в мир художественный, мир духовных ценностей. Девушка из белорусского местечка поступила в прославленный Институт истории искусств в Ленинграде. Но неожиданно всё рухнуло. Её отец, скромный провинциальный еврей, держал небольшую аптечную лавку, и по меркам того времени был отнесён к нетрудовым элементам». Эстер из института исключили. У неё был неплохой голос, и она стала петь в хоре, которым руководил студент консерватории Милютин. Так судьба соединила Эстер Будневич и Бориса Милютина.
В доме Милютиных всегда звучала музыка, царил дух творчества. Неудивительно, что Музыка и Жизнь для маленькой Золи стали понятиями неразрывными. Самое раннее, что запомнилось из ленинградского детства, – рояль у окна, много нот, папа учится. Деревянный павильон в городском саду, концерты – это уже Тирасполь. Ещё светлое и доброе – это тихое бормотание дедушки Алтера Бенциона, склонившего плечи, покрытые талесом, над открытой Книгой книг. Следом приходят воспоминания горькие.
Война... «Мы едем на извозчике на вокзал. Из горящего Кишинёва папа отправляет нас с мамой в Ленинград, а сам уходит на фронт. До Ленинграда поезд не дошёл – путь был перекрыт, и состав повернули на Урал. Ехали мы на открытых платформах. Когда бомбили, мама закрывала меня собой. Мы – беженцы, и этим всё сказано. После скитаний удалось добраться до Нижнего Тагила. Мама там работала на заводе. В Ленинграде вряд ли бы мы выжили... После войны вернулись в Кишинев. Я училась в СШ № 2, на ул. Берзарина, и в музыкальном училище. Моими педагогами по фортепиано были Любовь Моисеевна Бердичевская и Юлий Моисеевич Гуз».
В 1955 г. Изольда с отличием окончила Кишинёвскую консерваторию сразу по двум специальностям: фортепиано и музыковедение. Её наставниками были замечательные музыканты Александр Львович Соковнин и Леонид Симонович Гуров. Почти полвека она преподавала в Alma Mater. Уже с юных лет Изольда была «первопроходцем» – ей мы обязаны появлением биографических очерков о многих молдавских композиторах. Её выступления в концертных залах всегда были содержательны и увлекательны. Коллеги высоко ценили эрудицию и компетентность Милютиной. В её послужном списке – и заведование консерваторской кафедрой, и руководство Отделом музыковедения Академии наук, и участие в работе Репертуарно-редакционной коллегии Министерства культуры МССР. Не раз она участвовала и в разных творческих форумах. Пригодились опыт и знания Изольды Борисовны и в Израиле, где она трудится в музыкальном архиве Тель-Авивского университета.
Переезд в Израиль повлёк за собой, естественно, углубление в историю еврейского народа. Возникла потребность рассказать читателям о ярких личностях прошлого и настоящего. Среди героев Милютиной – великие композиторы, артисты, поэты: Дж. Мейербер, Ф. Мендельсон, Г. Малер, Ант. Рубинштейн, Й. Энгель, Д. Ойстрах, И. Стерн, С. Михоэлс, Б. Пастернак, С. Гинзбург.
Много добрых слов сказано об учителях, друзьях и коллегах А. Соковнине, Л. Гурове, С. Лобеле, З. Ткач, Е. Ткаче, А. Муляре, Ш. Аранове, Е. Богдановском, М. Биешу, О. Янку, Е. Платоне, С. Бенгельсдорфе, М. Копытмане, Р. Шейнфельд и других. Особые слова – о народном артисте СССР, лауреате Государственной премии Сергее Лункевиче, блистательно возглавлявшем долгие годы оркестр народной музыки «Флуераш»: «Ушёл из жизни Большой музыкант, музыкант от Б-га... прошёл по жизни подлинный феномен. Только сравнительно коротким был этот путь. Часть его мы шли вместе. Память о нём для меня – в нашей взрослой дочери-пианистке». Сейчас Ирина Лункевич работает в Академии музыки в Иерусалиме. Её дочь Маша, внучка Изольды Борисовны, уехала в Израиль по программе «Наале» в 1996 году. Отслужив в армии, поступила в престижный колледж им. Левинского, где очень успешно учится на английском отделении.
Сейчас И. Милютина всерьёз занята изучением истории музыкальной культуры Израиля и роли еврейской музыки в мире. Больше всего её интересует вклад выходцев из Молдавии в музыкальную культуру Израиля – уже собрано много интересных материалов. Возрождая Прошлое, она строит Будущее. И невольно вспоминаются слова известной песни: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется Жизнь».
Глядя на эту жизнерадостную, улыбчивую женщину трудно представить, что она находилась на грани жизни и смерти. В 1964 году Милютина попала в страшную автокатастрофу, выжила чудом благодаря крепкому организму. Она ведь была неплохой спортсменкой: ходила на лыжах, занималась подводным плаванием, ездила на мотоцикле.
Воля помогла не только стать на ноги, но и вернуться к активной творческой жизни. И сегодня, годы спустя, Изольда Милютина полна жизненной энергии и новых замыслов. Читателям «ЕМ» Изольда Борисовна пожелала крепкого здоровья, стабильности бытия и оптимизма. Улетая, выразила надежду ещё не раз вернуться в Молдову.
До новых встреч!
Ирина СТОЛЯР
Источник: DOR LE DOR, Еврейское Местечко, № 19 (88), май 2005 г.
ОТ ВСЕЙ ДУШИ
Наследник Гиппократа
В Беэр-Шеве, в больнице «Сорока», работает профессор Владимир Моисеевич Бергинер. Попытаюсь найти слова, которые могли бы выразить мою бесконечную признательность , благодарность человеку, которому обязана жизнью в буквальном смысле слова. И не только самой жизнью, но – возможностью наслаждаться ею в полной мере, растить детей, радоваться каждому прожитому дню, гордиться успехами своих учеников и т. д. и т. п.
А ведь много лет тому назад всё могло повернуться иначе…
Профессор Бергинер с женой Юлией
Известно, что контакты людские – основа жизни нашей в кругу повседневных забот и самых разных событий. В моей судьбе истончилась однажды до предела нить жизни, которую безостановочно плетут богини судьбы Парки в мифологическом пространстве. Она могла бы совсем оборваться, если б не золотые руки Владимира Моисеевича, врача Божьей милостью. Мне очень повезло, что встреча на жизненном пути и долговременные контакты с этим незаурядным человеком оказались для меня, как нынче говорят, судьбоносными. Я попала под его профессиональную опеку в связи со страшной автокатастрофой. Тогда после полученных травм всё влекло меня во мрак небытия. Когда я долечивалась потом в Московском институте им. Бурденко, мне говорили врачи: «На вашей могилке могла бы уже берёзка вырасти, если бы… Если бы вас не вёл с первых же шагов после полученной травмы доктор Бергинер». Я сама до конца дней своих не устану повторять: честь и хвала ему за его благородный труд! Думаю, я не одна такая.
И теперь я счастлива, что представился особый случай, в связи со знаменательной датой – 80-летием моего замечательного доктора, снова и снова выразить ему те чувства, что уже много лет живут в моей душе. Высокий профессионализм, богатейший опыт, доброе сердце и золотые руки – вот портрет нынешнего юбиляра.
Ко всему сказанному необходимо добавить нечто немаловажное, что поможет обрисовать ещё одну грань этой необыкновенной личности – внутреннее духовное богатство.
Уже приехав на Землю Обетованную, я смогла оценить, насколько прочно живёт в душе доктора Бергинера приверженность к генетическим корням. Именно ею объясняется то, что интересы этого неординарного человека вышли далеко за пределы его профессии. Прекрасно, что они сосредоточены на истории народа, к которому он принадлежит. Об этом свидетельствует углубление Владимира Моисеевича в древние её пласты, в которых содержатся богатейшие сведения, не всегда достаточно полно раскрытые. В данном случае это касается событий ключевых в истории еврейского народа. Не вдаваясь в подробности, могу только сказать, что порой неожиданные соображения весьма опытного в своей профессиональной области специалиста, каким является невропатолог В. М. Бергинер, далеко не безынтересны и по-своему убедительны, ибо сделаны они на прочной научной основе. А ведь известно, что свежий внимательный взгляд на далёкое прошлое, хоть и неоднократно воспетое, всегда может добавить что-то новое.
Поздравляя уважаемого доктора по случаю его славного юбилея, хочу от всего сердца пожелать ему оставаться здоровым и благополучным ещё долгие годы, чтобы приносить людям радость своим благородным трудом. До ста двадцати Вам, дорогой Владимир Моисеевич!
Заслуженный деятель искусств РМ Изольда МИЛЮТИНА
Израиль
Источник: DOR LE DOR, Еврейское Местечко, № 44 (299), декабрь 2009 г.