dem_2011

Category:

Николай Цискаридзе об эпохе Юрия Григоровича

Николай Цискаридзе и Юрий Григорович
Николай Цискаридзе и Юрий Григорович

Балет  эпохи Григоровича называют «Золотым веком», своеобразным ренессансом.  Может быть, оттого, что именно в это время были поставлены культовые для  истории Советского государства спектакли.

Этот  выдающийся человек возглавлял балетную труппу Большого театра в течение  34 сезонов. Это колоссальная и нагрузка, и ответственность, а в  принципе – это эпоха. 

Нельзя  сказать, что Юрий Николаевич пришел на «выжженное поле» в Большой  театр, что до этого ничего не делалось, потому что он принимал труппу от  выдающегося балетмейстера и руководителя Леонида Михайловича  Лавровского.

Очень  интересно, и почему-то об этом никогда не пишут критики, что какое-то  время в Большом театре параллельно в одном кабинете сидели два  руководителя.

Фильм,  который вы сегодня посмотрите, в день 93-летия Юрия Николаевича, был  снят в то время, когда до окончания эпохи Григоровича было еще очень  далеко. Это расцвет, как сейчас принято говорить, застоя, начало 80-х  годов. Но с точки зрения искусства, по крайней мере, я знаю очень многих  людей, которые очень сильно ностальгируют по тому времени, по тому  Большому театру и по тому уровню исполнительского мастерства, который  каждый день, на каждом спектакле являла труппа Большого театра.

Его  балет «Щелкунчик» был поставлен в 1966 году, ушел он из Большого театра  в 1995 году – и с 66-го по 95-й годы я был только тринадцатый  исполнитель. Составы менялись очень редко. Даже в сам кордебалет, на  любую партию попасть было невозможно, потому что порядок был  необыкновенный. Никто никогда не брал больничный, никто не болел. Очень  часто Юрий Николаевич отказывал даже любимым артистам в исполнении  каких-то ролей.

Артисты  обижались, много лет таили какую-то обиду, злобу, но как правило,  каждый раз он оказывался прав. Случались моменты, когда артисты так или  иначе прорывались в эти роли, исполняли в других городах – и  оказывалось, что он действительно не давал их не просто так. В том  Большом театре, с тем педагогическим составом, который был вокруг  Григоровича, было понятие амплуа и оно никогда не нарушалось.

Во  все драматичные и критичные вехи нашей страны, по центральному  телевидению показывали балет «Лебединое озеро» в редакции Юрия  Григоровича с потрясающим составом, с Натальей Бессмертновой и  Александром Богатыревым. К сожалению, для многих простых людей, которые,  может быть, жили очень далеко от Москвы, не могли себе даже  представить, что существует Большой театр, что существует такое  искусство, критические моменты истории ассоциируются именно с этими  кадрами.

С  другой стороны, в самый критический момент показывали самое большое  достояние нашей страны – балет на музыку главного национального  композитора Петра Чайковского «Лебединое озеро» – главная тема борьбы  добра и зла, и к тому же в редакции одного из самых главных  балетмейстеров страны.

Я  знаю очень многих людей, которые по-разному относятся и к творчеству  Юрия Николаевича, и к его личности. Но все признают масштаб этой  личности. Противостоять ему было очень сложно, несмотря на то – а это  надо отметить, – что Юрий Николаевич никогда не ответил ни одному своему  хулителю. Он никогда не дал интервью, где бы он о ком-либо сказал  нелицеприятно, хотя выпускались и книги, и статьи, и журналы, где о нем  говорили и писали все, что хотели.

Это  и есть потрет эпохи. Портрет человека, который сам является эпохой,  очень много лет создавал эпоху вокруг себя и на сегодняшний день  является одной из составляющих частей эпохи Советского Союза, той  великой культуры, которую, к сожалению, сегодня мы во многом утратили.

Смотреть фильм «Балет от первого лица. Юрий Григорович» – ссылка

Источник

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded