dem_2011

Categories:

Стокгольмское метро: в гостях у горного Короля

"Экскурсия  включена в стоимость билета". Эту избитую фразу вполне можно применить к  Стокгольмскому метро. Подобно московскому, - метрополитен шведской  столицы – один из самых ярких и интересных образцов "подземного  искусства" в мире. Взяв за пример «приверженность» первобытных  художников украшать стены пещер сценами охоты, мастера современности  превратили эту подземку в самую длинную художественную галерею. 

Здесь  царит полное буйство фантазии, легенд и сказок. Стокгольмский  метрополитен  — это нечно ирреальное, настоящее владение Горного Короля,  управляющего подземными поездами.

Стокгольмский метрополитен – единственный в Швеции. Решение о его  постройке было принято в 1941-м году. А уже в октябре 1950-го для  пассажиров открылись новые станции. Спустившись под землю,  первые  посетители испытали настоящий шок. Мудрено ли: архитектура совсем не  напоминала привычный аскетичный стиль метро. Вокруг красовались  величественные своды гротов, выкрашенные в разные цвета, скульптуры,  картины, барельефы.

Над уникальным дизайном девять лет усердно трудились более ста  художников, архитекторов и скульпторов Швеции. Среди них – не только  состоявшиеся мастера, но и студенты, а также непрофессиональные  коллективы. Специальная комиссия отбирала произведения искусства,  способные избавить пассажиров от клаустрофобии и прочих стрессов,  возникающих при ежедневном спуске на глубину.

Какие-то станции стокгольмского метро имеют зеленый колор. Они  напоминают дивные леса и бескрайние скандинавские дали. Иные похожи на  пешеходные улицы 18-19 веков, с черно-белыми указателями, разметками  дорог, старомодным видом тротуаров и проезжей части.

Вот из стены выглядывает мраморная голова не то льва, не то собаки. В  древности такие скульптуры украшали католические храмы и защищали их от  скверны.  

А вот – настоящая находка для археологов. Целый раскоп античных руин — памятников культуры древней Греции. 

Путешествуя по лабиринтам стокгольмского метро, невозможно  отвертеться от чувства, что это ничто иное как путь в зазеркалье. Вы  ощущаете себя настоящим героем местных сказок. Вам необходимо спасти  принцессу, вызволить из неволи гнома, найти несметные сокровища в горах.

Удивительно, но внедряя культуру в массы, шведским властям удалось  невозможное: они смогли создать неповторимое величие и красоту при  минимальных затратах.

Например, так выглядит вход на станцию Кунгстредгорден. Сама  остановка находится в скалах на глубине 34 метров.  Ее оформлением  занимался известный художник Ульрик Сэмуэльсон. Вдохновение он черпал,  любуясь замечательными дворцами, расположенными в здешних окрестностях.  «Хозяином» станции можно считать статую краснокожего мужчины, стоящую в  центре и чем-то напоминающую своим грозным видом древне-греческого бога  войны.  

Другая станция — Сульна сентрум – расписана в красно-зеленых тонах.  Рядом с платформой можно увидеть рисунки на тему острых социальных  проблем, а также охраны окружающей среды. Именно эти вопросы волновали  шведов в 70-х, в период возведения «Сульны сентрум».  

Наконец, Т-Централен – пересадочный узел между ветками. Станция  вырублена в скале, своды имеют неправильную форму и не отделаны, а лишь  покрыты защитным слоем бетона. Арки и нижние части пилонов выкрашены в  голубой цвет, на сводах  — стилизованные изображения геометрических  фигур.  

Примечательно, что тона, в которых расписаны станции, зависят от  ветки, где они расположены. Всего в стокгольмском метро их три: зеленая,  красная и синяя. Первая – самая старая, последняя – самая живописная.  

Стоит отметить, что шведский метрополитен  всегда привлекал  художников. Используя удивительный дизайн станций, приверженцы красок и  мольберта ежегодно устраивают здесь свои инсталляции и выставки. Слава  метро докатилась и до звезд шоу-бизнеса. В одном из своих видео-клипов  “Ray of Light” американская певица Мадонна  использовала кадры  стокгольмской подземки.

Впрочем, сегодня стокгольмский метрополитен – это не только искусство  модерн арта, но и сложная система взаимодействия электроники и  человеческого разума. На станциях установлены электронные табло, которые  показывают номер маршрута, станцию назначения и интервал до прибытия  поезда. В метро нет привычных нам зеркал обзора платформы, поэтому  каждый раз машинист лично смотрит, как закрываются двери.

В зависимости от времени года здесь ходят составы разной длины. Зимой вагонов больше, чем летом.

Заблудиться в стокгольмском метро достаточно сложно. Но если это все  же произошло, в помощь страждущим предлагается компас, уютно  расположившийся на мраморном полу. Главное при этом хорошо различать  стороны света, тогда сориентироваться «где что» не составит труда.
 

Всего в системе стокгольмского метрополитена 100 станций. Чтобы  воочию увидеть их неповторимый дизайн, в столицу Швеции специально  приезжают не только местные провинциалы, но и иностранцы.

А сами сотрудники метро уже давно вывели собственную аксиому работы в  пещере горного короля. Они уверены, что «искусство должно превратить  поездку во что-то большее, чем перемещение из пункта А в пункт Б».

Автор: Виктория Дремо


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded