dem_2011

Categories:

Под землей 150 лет

Старейший  метрополитен мира отпраздновал стопятидесятилетие в 2013 году. На  протяжении своей захватывающей истории Лондонское метро было почти что  всем, от бомбоубежища до концертной площадки. Там, под землей, жизнь  кипит с самого 1863 года.

Ещё Джеромовский дядюшка Поджер бежал на  пригородный поезд в 9.13, чтобы успеть на работу в Сити. Компанию  легендарному родственнику составляли толпы разномастных джентльменов,  чьё движение к вожделенному транспортному средству уравновешивалось  портфелем в одной руке и зонтом в другой. Местное население, наблюдавшее  этот ежедневный ритуал, порой позволяло себе роскошь небольших ставок и  пари, что гнетуще действовало на бегущих. Но если джентльмены во всех  пригородах Лондона бегали в едином порыве, стремясь лишь обогнать время,  перевозившие их железнодорожные компании дрались между собой не на  жизнь, а на смерть.

Сейчас в каждой мало-мальски презентабельной деревушке Великобритании есть железнодорожная станция  лишь потому, что в XIX веке перевозчики стремились подсоединить как можно больше населенных пунктов к своей сети, чтобы только не уступить  их конкурентам. К несчастью, въезд в центр Лондона для всех паровозных корпораций был запрещен. Так что дядюшке Поджеру и его товарищам по  несчастью приходилось пересаживаться в кэбы (те, что с лошадьми), чтобы попасть в Сити. Что уж говорить о страданиях тех, кто был вынужден  перебираться с одного вокзала на другой. Однако ничего не было сказано о месте под центром города. Вот почему создатели линии Metropolitan  решили закопать паровоз. Тогда это делали примерно так же, как сейчас,  только внутри проходческого щита трудились люди с лопатами.

Первое время в туннеле было невозможно  дышать из-за дыма, что давало карикатуристам 1902 года шанс вдоволь  поиздеваться над некурящими вагонами, а пассажирам уникальную  возможность постоянно жаловаться на кашель. До сих пор поезда на  Metropolitan низкие и узкие, только дыма поубавилось. Поскольку метро  было коммерческим, его активно рекламировали. Как на этих плакатах начала века.

Пятидесятилетнее  метро встретилось лицом к лицу с Первой мировой войной. Вражеские  дирижабли начали бомбить Лондон, и станции метро стали убежищем примерно  для трехсот тысяч человек. Картина внизу — произведение Walter Baeys,  посвященное убежищу на станции Elephantand Castle.

Интерьер поездов в это время был примерно таким.

Во время бомбежек под землей курсировали  поезда, снабжавшие лондонцев горячей едой и жизненно необходимым  чаем. Меньше чем через 30 лет Лондонское метро снова стало  бомбоубежищем, но теперь от Второй Мировой. Схема доставки чая поездом  осталась прежней.

Все эти 150 лет метро ширилось и росло,  защищая пассажиров и подпитывая их любопытство новыми слухами о тайных  станциях и заброшенных тоннелях. Вот уже последний фильм о Джеймсе Бонде  отдает подземке дань, отправляя в городские недра главного героя и  главного злодея.

Теперь Клэпхем, казавшийся когда-то  Эркюлю Пуаро если не концом света, то уж точно концом города, стал  частью второй зоны из девяти; бесконечно далекий военный аэродром Хитроу  соединен с центром непрерывной линией. У руля поезда даже стояла Её  Величество Королева в 1969 году во время открытия Victoria line.

В главном подземелье Британской столицы  постоянно что-то происходит. В метро ремонтируют, строят, рекламируют,  рассказывают, снимают кино, проводят флешмобы, просто ездят и теряются с  непривычки на каждой станции, обращают и не обращают внимание на  легендарный gap, который по причине богатейшей истории метро нужно  обязательно mind, ведь он разный на каждой станции, и потому вероятность  поцеловать платформу невероятно велика.  От этого даже можно получить шрам. Как шрам над левым коленом Альбуса  Дамблдора, представлявший собой подробнейшую схему лондонского  метрополитена.

В XXI веке, когда под землей стало  слишком мало места, лондонская подземка вышла на поверхность,  превратившись в DLR. Когда метро оказалось забито  музыкантами-любителями, для них выделили специальные места и устроили  официальный конкурс. Когда центр задохнулся от пробок, а автомобилисты  приблизились к разорению из-за платных парковок и не менее платного  въезда в город, оно втянуло в единую систему весь общественный  транспорт, даже скоростные лодки, носящиеся по Темзе.

Лондонское метро не привыкло сдаваться.  Две мировые войны кого угодно научат смело смотреть в лицо будущему. Его  туго натянутые линии — угольно-лиловая Metropolitan, голубых кровей  Victoria, разомкнутое кольцо Circle, кокетливая Piccadilly, праздничная  Jubilee, да и остальные 8 — с годами превратились в нити, по живому  сшивающие огромный город. В народе его не зовут Лондонским метро. Его  имя Tube. London Tube.

Автор: Мария Подкорытова

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded