dem_2011

Categories:

Монстры средневековья

Средние века навсегда останутся одной из самых таинственных эпох в истории человечества. Это время наполнено мистическими образами загадочных существ, алхимическими символами и книгами с туманными толкованиями  религиозных текстов. Однако это не все, чем может удивить нас эпоха рыцарей.

Разнообразие чудовищ и химер в средневековой культуре зашкаливает. На страницах бестиариев, наряду с  описаниями реально существующих животных, можно встретить и подробные описания драконов, единорогов и василисков. Кроме того, образы этих существ наделялись аллегорическим содержанием и толковались как символ того или иного греха или добродетели.

Но удивительно то, что на страницах древних книг мы находим до боли знакомый образ «монстра», который,  однако, вовсе не вселяет ужас в наши умы и сердца — это изображение улитки. Образ улитки как чудовища особенно распространен в маргиналиях, то есть рисунках или заметках, находящихся на полях страниц средневековых иллюминированных книг. Большое количество подобного рода  изображений можно встретить на полях средневековых псалтырей и часословах. На этих рисунках улитки, изрядно увеличенные в размерах,  подвергаются жестоким нападкам со стороны рыцарей и земледельцев,  выражающих явное желание лишить улитку жизни.

В чем же дело? Почему в Средние века люди боялись улиток и желали им смерти? Очевиден тот факт, что цепь означающего и означаемого для большей части символов средневековой  культуры безвозвратно утеряна, однако исследователи не сдаются и по сей  день пытаются проникнуть в глубины мировоззрения средневекового  человека. Какие же версии они выдвигают?

Отсечем те, которые по очереди приписывают улитке все смертные грехи, и оставим одну из самых распространенных версий, которая связана с тем, что улитка — это, в  первую очередь, садовый вредитель. В Средние века отношения людей с животными складывались несколько необычно. Люди, чья жизнь была полностью подчинена религии, искали пути взаимодействия с  действительностью сквозь призму религиозных текстов, в связи с чем  возникали вопросы относительно поведения животных в этом теоцентрическом мире. Вплоть до Нового времени обычным делом было разворачивать  судебные процессы над животными, о чем пишет французский исследователь  Мишель Пастуро в книге «Символическая история европейского средневековья».

В одной только Франции в период с XIII  по XVI века было проведено около 60 процессов над разными животными, как  над крупными, например свиньями, так над грызунами и насекомыми. Считалось, что животное должно нести наказание за содеянное зло, даже если оно являлось частью его естественного поведения. Изучением феномена правовой ответственности животных перед обществом озаботились в XVI  веке, тогда Бартелеми де Шасне, бургундский юрист, написал сборник разъяснений к различным вопросам юриспруденции, где оставил подробные описания судебных процессов против животных. Он упоминает дела,  связанные с этим вопросом и создает на их основе список наиболее вредоносных животных, в который попадали крысы, гусеницы, жуки, улитки и другие вредители. Таким образом, исследователи связывают маргиналии с  совершенно реальной способностью улитки навредить урожаю.

Версия, безусловно, заманчивая, однако она бессильна перед спецификой некоторых изображений. В той же Горлстонской псалтыри XIV века есть несколько изображений, не вписывающихся в эту концепцию, например, где улитка побеждает рыцаря или, что еще более странно, рыцарь молится улитке.

Кроме того, нельзя не отметить тот факт, что большинство персонажей маргиналий именно животные, что, скорее всего, указывает на некий аллегорический или даже сатирический подтекст подобных изображений, смысл которых нам вряд ли суждено узнать наверняка.

Однако наши современники не отчаиваются.  На просторах интернета существует множество пабликов, посвященных  искусству Средних веков, авторы которых относятся к нему с юмором и без  священного трепета. Вероятно, такой подход поднимает «рейтинг» подобного специфического вида искусства среди любителей посидеть в интернете, что в целом не так уж плохо.

Автор: Александра Кушнарева


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded