Category:

Борис Семенович Милютин. 115 лет со дня рождения

Фото: Виктор Рахманов
Фото: Виктор Рахманов

Сегодня исполняется 115 лет со дня рождения видного молдавского советского дирижера и педагога, Народного артиста Молдавской ССР Бориса Семеновича Милютина.

Борис Милютин родился 1 (14) марта 1905 года, в Посаде Крюкове на Днепре (так в официальных документах назывался Крюков), Полтавской губернии, в многодетной семье — отец, Семён Гаврилович Милютин, был железнодорожным служащим, мать — Елена Муссиевна Милютина, была домохозяйкой. В семье было семь детей — пять дочерей и два сына. 

Отец Б. С. Милютина был художественно одарённой натурой: организовал в родном городе из местной интеллигенции самодеятельный хор, которым успешно руководил, написал для хористов Певческую грамоту; владел также игрой на скрипке, рисовал. 

Не отсюда ли и блестящие способности Бориса!

Из воспоминаний Бориса Семёновича:

«Многих интересных людей привлекало в наш дом то, что мой отец по-любительски занимался живописью. До сих пор вспоминаю эти вечерние безмолвные часы, когда я с благоговением наблюдал, сидя за его спиной, рождение на холсте причудливых комбинаций красок, пейзажей, портретов. А в карандаше его искусство признавали превосходящим любительские нормы. Любовь к живописи, по-видимому, перешла и ко мне: в детстве я не выпускал из рук карандаша, а пастель и краски были для меня всегда лучшим подарком. Да и мечтал я, несмотря на горячую любовь, не о музыке, а мнил себя в будущем только в Академии художеств. И это поощрялось моей старшей сестрой, заменившей нам впоследствии отца. Она выписывала для меня альбомы и руководства по живописи, снабжала меня красками и ватманом. На всю жизнь живопись стала моей второй "возлюбленной", так как сердце и душу свою я отдал все же окончательно великому искусству – Музыке!»

6-ти лет от роду Борис начинает петь в церковном хоре. Пел и позже, когда учился в реальном училище. Играл также и на скрипке. Свои первые уроки он получил у отца. Но когда тот умер, ради того, чтобы прокормить семью, матери пришлось продавать всё, что осталось от отца: картины, которые он рисовал, книги, которые он переплетал… Но, по воспоминаниям старшей сестры, сделанным уже в преклонном возрасте, скрипку мать тогда не продала, потому что Боря, мальчиком, уже взял её в руки и расставаться с ней не хотел.

«В школе много говорили о моих способностях и успехах, — рассказывал Борис Семенович, – не знаю, сыграло ли это положительную роль в моей будущей музыкальной карьере, так как и скрипке через несколько лет пришлось уступить место новому страстному увлечению – дирижированию».

И вот Ленинград, Центральный музыкальный техникум, класс Юлия Ильича Эйдлина, знаменитого профессора, воспитавшего многих советских исполнителей (среди них – лауреаты международных конкурсов М. Вайман, Б. Гутников, Е. Камиларов). Будучи на последних курсах техникума, Б. С. посещает консерваторский класс дирижирования у Николая Малько и в 1931 году поступает на теоретический факультет Ленинградской консерватории. Но через год, получив рекомендательное письмо Н. Малько, всё же переводится в дирижерский класс А. Гаука. В связи с переездом Гаука в Москву, последние два месяца учебы он проводит у И. Мусина.

Молодые дирижёры, самые первые выпускники класса И. А. Мусина в Ленинградской консерватории 1936 года (слева направо): И. А. Мусин, К. А. Симеонов, Б. С. Милютин, О. А. Димитриади (фото из архива Изольды Борисовны Милютиной)
Молодые дирижёры, самые первые выпускники класса И. А. Мусина в Ленинградской консерватории 1936 года (слева направо): И. А. Мусин, К. А. Симеонов, Б. С. Милютин, О. А. Димитриади (фото из архива Изольды Борисовны Милютиной)

После окончания Ленинградской консерватории в 1936 году Милютин получает направление на работу в Молдавию, где отдаёт все силы созданию симфонического оркестра. Живет и работает сначала в Тирасполе, а с 1940 — в Кишиневе. В середине 30-х годов, он был один из первых, кто привнёс на молдавскую землю, в молодую советскую республику традиции прославленной петербургской школы, традиции самой культуры Северной Пальмиры.

С началом Великой Отечественной войны Б. С. Милютин был мобилизован в действующую армию. Сначала в Заполярье, в составе 152-й стрелковой дивизии, где он был капельмейстером 644-го полка, а затем в политотделе 6-й армии 3-го Украинского фронта на должности художественного руководителя Дома офицеров.

На Карельском фронте в условиях жестокой зимы особенно ощущались все тяготы войны. Иногда приходилось выполнять настоящие боевые задания. Б. С. рассказывал: «Мне, например, как немного знающему немецкий язык, было однажды приказано отправиться вместе с разведчиками полка в тыл врага». 

Одно из самых трагических впечатлений от службы в Заполярье у Бориса Семеновича было связано с переходом на Петсамо, где еще до встречи с врагами на солдат обрушилась суровая арктическая природа. «На переходе мы, рассказывал он — попали в жестокую, ни на мгновенье не прекращающуюся десятисуточную пургу. Видимость практически была равна нулю. Многие были психически травмированы, полторы тысячи человек ослепли... Прошел не один месяц, прежде чем наша часть восстановила былую боеспособность».

Дивизия и далее несла большие потери. Специально созданная комиссия установила, что личный состав дивизии истощён на 80 процентов и дивизия небоеспособна. Замёрзли насмерть 484 человека, а 1683 обморозили ноги, руки, лицо, уши. Ещё 196 бойцов погибли в боях, 28 пропали без вести и 527 получили ранения. 11 мая 1942 одним батальоном участвовала в наступлении. 

Работа в 6-й армии была не менее опасной, чем в полку на Карельском фронте. Очень многие погибали при бомбежке, обстрелах. Потом уж в задачи руководимых Б. С. коллективов входило обслуживание освобожденных городов, выступления с концертами. В конце войны Б. Милютину поручают организацию ансамбля Одесского военного округа.

Демобилизовавшись в 1945 году в звании капитана, Б. С. возвратился в Кишинёв на прежнюю должность в Молдавской государственной филармонии. 

Таким образом, в 1936—1953 годах Б. Милютин был главным дирижёром и художественным руководителем Государственного симфонического оркестра в Молдавии. Он становится заметной фигурой в музыкальной жизни города. Его хорошо знают и уважают. 

Изольда Борисовна, дочь маэстро, вспоминала:

«1946, послевоенный год был какой-то особенно "блестящий", проникнутый подлинным энтузиазмом… Когда папа ставил разные симфонические программы, это превращалось в настоящий праздник. То была опьяняющая молодость: цветы, аплодисменты публики...».

Через год, в декабре 1947 года Борис Милютин получает звание Заслуженного деятеля искусств Молдавской ССР.

«На моей памяти, мы с папой дома всегда играли в четыре руки те симфонии, которыми он дирижировал: и Двадцать шестую симфонию Мясковского, и Симфонию Эшпая, тогда еще совсем молодого, симфонии Бетховена, Шостаковича. Сейчас этого вообще нет, даже между музыкантами: все вытеснила звукозапись. А жаль, что эта замечательная традиция отмирает».

Борис Семенович всегда совмещал исполнительскую деятельность с педагогической в Молдавской Государственной консерватории им. Г. Музическу (с 1998 года Академия музыки, театра и изобразительных искусств): с 1950 года в должности доцента, с 1965 года до конца жизни — профессора кафедры оперной подготовки; вёл он также класс симфонического дирижирования.

В числе учеников Бориса Семеновича, занимавшихся у него в первые послевоенные годы, были и способные оркестранты Молдавской филармонии Г. Шрамко и Т. Гуртовой, поступившие на открывшееся вскоре в консерватории отделение симфонического дирижирования. 

Через годы таким же учеником Б. С. по дирижированию был Сергей Лункевич… 

А в 40-е годы… «начал свою учебу Т. И. Гуртовой, ставший со временем преемником Бориса Семеновича на посту руководителя симфонического оркестра. Правда, этому предшествовала не очень-то красивая история, которая стоила отцу ущемлённого самолюбия. Переживания его были тогда столь глубоки, что не оставили его до конца его дней...» (о подробностях см. в книге:  Галина Кочарова, Изольда Милютина. Борис Милютин. — Кишинев–Тель-Авив: Beit Neily Media. 2015).
Коротко говоря, «В результате конфликта с дирекцией филармонии Борис Семенович с горечью расстается с взращенным им симфоническим коллективом и впервые всецело отдается педагогической деятельности». 

Слова Изольды Борисовны: 

«Это произошло в тот момент, когда отцом была уже налажена в то трудное время работа оркестра, вынашивались интересные творческие планы, виделись радужные перспективы, устанавливались контакты с знаменитыми музыкантами. Однако постепенно обстановка в филармонии для творческой работы становилась для него всё более невыносимой. Отец вынужден был подать заявление об уходе.

Но что значит, если для тебя рушится на корню твое дело, дело всей твоей жизни?! Б. С. не было ещё и пятидесяти лет, когда на месте Милютина за главным дирижёрским пультом филармонического оркестра появилась другая фигура... Особенно нестерпимым для отца оказалось то, что к его отставке тогда, в 50-е годы, был причастен один из, казалось, самых близких его учеников…

Те обстоятельства в корне изменили его творческую судьбу, опровергли вынашиваемые к тому времени планы и надежды. Конечно, отец не мог оставить совсем исполнительскую деятельность. Он гастролировал по приглашению в других городах. Но это было уже совсем не то, что работа со своим оркестром, в родной привычной обстановке...»


Кроме симфонического оркестра, вторым детищем Б. С. была оперная студия при консерватории.

По словам Изольды Борисовны, «он был буквально одержим идеей создания оперной студии при Кишинёвской консерватории. Долгие годы хлопотал об этом, добиваясь в своём консерваторском оперном классе значительного приближения к студийному уровню». Со временем эти его педагогические труды принесли свои немалые ожидаемые плоды в лице многих  воспитанников, ставших знаменитыми. Среди выпусников оперного класса Б. Милютина — А. Огнивцев, Т. Чебан, М. Биешу, М. Мунтян, Л. Алёшина, П. Ботезат, В. Драгош, Н. Ковалёв, В. Савицкая, Ю. Удалов, И. Кваснюк, В. Кожокару и др.

Класс профессора, народного артиста Молдавии Бориса Семёновича Милютина стал подлинной кузницей музыкальных кадров для молдавского искусства.

Выпускники дирижёрского и оперного классов проф. Милютина с годами заняли достойное место в музыкальном искусстве и стали известны далеко за пределами республики.

В заключение ещё один штрих к личности Б. С. Милютина-дирижёра. Он всегда был внимателен к творчеству молодых. Мой консерваторский педагог С. М. Лобель (1910 – 1981), с именем которого связано становление и развитие жанра молдавской симфонии, вспоминал, что исполнительская жизнь (без чего, как известно, любая музыка мертва!) его симфонической музыки началась тогда, когда с концертной эстрады в Кишинёвской филармонии прозвучала его Первая «Праздничная» симфония. Это было в далёком 1949 году. За дирижёрским пультом тогда стоял Борис Милютин, возглавлявший в те годы созданный им в Молдавии симфонический оркестр. Для композитора это было, как он сам говорил, своего рода «боевым крещением».

Симфоническое творчество Соломона Лобеля и далее привлекало внимание этого крупного, авторитетного музыканта. Об этом, в числе прочего, свидетельствовал, к примеру, живейший отклик дирижёра на монументальную Пятую симфонию. По этому поводу он даже выступил в местной прессе. («Советская Молдавия» от 19 февраля 1970 года).

Дмитрий Киценко

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded