Продолжая предыдущую тему:
"Человек 21 века проносится по жизни от пункта к пункту на высочайшей скорости: нужно все успевать, «рвать пространство», не зацикливаясь на эмоциях. В каждом из нас заложена универсальная биологическая программа реагирования на стресс. Непереработанные эмоции "идут в тело" – человек реагирует на них бессонницей, болезнями. Остроту переживаний он привычно глушит транквилизаторами или горькой. На время. Потому что тревога и недомогание возвращаются вновь и вновь. Как выйти из замкнутого круга?
Как известно, бурные эмоции ведут к различным физиологическим расстройствам, ибо все болезни, как говорится, от нервов. От любой боли, в том числе и душевной, хочется как можно быстрее избавиться (тяга к комфорту у современного человека беспредельна). Рекламная мантра очередного препарата «против привычных проявлений тревоги» звучит со всех сторон, а на работе продвинутый коллега настоятельно советует эффективное средство вроде «Прозака» или «Ксанакса» («недавно сердце на нервной почве прихватило – знакомый доктор выписал, хороший доктор!»). Легкость, с которой рекомендуются эти средства, напоминают ту, с которой принято назначать средства от кашля.
Бесспорно, в определенных клинических случаях эти препараты (так называемые анксиолитики, читай – лекарства против страха) необходимы. Но речь идет не о правомерности их назначения, а о бесконтрольности. О насаждении рекламного слогана, который становится образом жизни: съешь таблетку – реши проблему! Связь внезапно возникшего заболевания и психологического дискомфорта, может, и осознается, но, как правило, заглушается с помощью фармакологических средств или широко известных спиртосодержащих эликсиров.
В каждом из нас, живом существе, наделенном высшей нервной деятельностью, заложена четко предопределенная биологическая программа реагирования на стресс. В результате столкновения человека с психотравмирующей ситуацией происходит последовательная, постадийная к ней адаптация. Классический пример – пять стадий примирения с горем, описанные американским психологом Элизабет Кюблер-Росс. Горем может стать прощание с любимым человеком, умершим родственником, расставание с родными местами, потеря любимой дорогой вещи или детища-бизнеса, выход из конфликта. Человек проживает отрицание («это невозможно!»), гнев («почему это произошло именно со мной?»), стадию торга («как же это можно устранить?»), депрессию и принятие ситуации.
В фильме Боба Фосса “Весь этот джаз” есть популярный монолог стендап-комика (Ленни Брюс), где весь этот процесс рассказан языком чёрного юмора, но очень живо и доходчиво.
Продолжительность каждой стадии индивидуальна, какие-то стадии могут выпасть, какие-то – сократиться. Важно то, что все эмоции, наполняющие случай потери или конфликта,должны быть переработаны и завершены,приняты. Принятие – это не согласиться через «не могу», а полное осознание того, что случившееся – на самом деле лучшее для тебя.
Если возникает сбой и вся эта программа не реализуется полностью, то человек застревает на одной из стадий и наступает истощение нервной системы: непереработанные эмоции идут в тело – человек реагирует бессонницей, головной болью, сердечными приступами, спазмами в желудке и т. д.
Анксиолитики (они же транквилизаторы) и антидепрессанты либо тормозят психические процессы, либо продуцируют эйфорию – острота переживаний снижается, приглушается. Колоссальный минус от действия этих средств состоит в том, что проблема (конфликт) замораживается на промежуточной стадии и весь паноптикум незавершенных чувств сохраняется в подсознании человека.
Эти препараты гильотинируют тот жизненно важный центр в головном мозге, где содержатся и вся суть внутреннего конфликта, напряжения, и его решение. Человек становится подобным курице с отрубленной головой, которая еще бегает по своей дистанции (органы же, в общем, функционируют). Вопрос в том, как долго такая курица еще пробегает и докуда сможет добежать. Время уходит, а ваша проблема остается с вами.
Более того, происходит еще большая соматизация: раньше были только тревожные сердцебиения – сегодня вам уже ставят диагноз «пароксизмальная тахикардия», раньше были периодические головные боли – сегодня постоянные мигрени. Страх перед очередным приступом плюс привычка принимать любые таблетки так же запросто, как пилюли от головной боли, ставят человека в жесткую зависимость от препаратов-«избавителей от привычной тревоги».
Многократно прокручивая у себя в голове одну и ту же ситуацию и испытывая одни и те же эмоции, человек ощущает себя в тупике своих страстей и разочарований, не видит выхода. Так что же делать?
В рамках биологической программы организма :
Во-первых, необходим психолог или психотерапевт – профессионал, способный помочь человеку рассмотреть свою историю с другой точки и который владеет искусством обучения новой, адекватной ситуации, модели поведения.
Во-вторых, при всем скептическом отношении ортодоксальной медицины к гомеопатическому направлению, гомеопатия была и остается наиболее эффективным и безопасным методом лечения. Сюда не относятся комплексные гомеопатические препараты, чередой сгрудившиеся на витринах аптек, рассчитанные на шаблонный случай заболевания. Комплекс может быть выписан врачом-гомеопатом, а отдельные компоненты в нем врач тщательнейшим образом подбирает, опираясь на индивидуальные особенности пациента.
Гомеопатический препарат оказывает свой эффект не за счет тормозного или эйфоризирующего эффектов. Его действие – регулирующее. Его можно уподобить работе с программой профессиональной обработки фотографий. Система обработки сама определяет слабые места и регулирует всю картинку в целом, а не отдельно вырванные из контекста участки (что, безусловно, также возможно, но будет более грубо и заметно).
Матрица каждого из гомеопатических препаратов – это продукт растительного, минерального либо животного происхождения, он создан самой природой, он в ней обитает. Гомеопатическое вещество действует как раз в рамках биологической программы организма, так как содержит биохимические компоненты, генетически тождественные тем, из которых состоят человеческие ткани.С одной стороны, гомеопатический препарат «сверху» влияет на тот внутренний конфликт в психической сфере, который привел к каскаду расстройств: он дарует человеку ту глубину понимания, которая присуща именно его индивидуальному естеству. С другой, гомеопатический препарат действует «снизу» на определенные виды тканей и, нормализуя работу соответствующих органов, размыкает порочную рефлекторную связь между очагом внутреннего конфликта в коре больших полушарий головного мозга и послушными, подключенными к нему структурами в теле.
Человек не обезьяна (хотя и является, по меткому определению этологов – специалистов, изучающих модели поведения животных в естественных условиях – социальным животным). У него есть душа, которая приходит в этот мир, чтобы чему-то научиться. У него есть выбор между путем слепого следования рекламе «социального благоустройства» и путем – возможностью прожить жизнь, проявляя себя как полноценная личность.
Этот путь может быть облегченным, а может быть трудным, но ответственным. Когда человек учится принимать все, что происходит с ним, без обид и претензий к окружающему миру."
Ольга Саулина, врач-гомеопат, периодическое издание «Страна здоровья» май 2012