dem_2011

Category:

Манипуляции и преференции: как Google превратился в Большого брата

20.11.2019
Денис Гордеев

Журналисты издания The Wall Street Journal провели расследование, в  результате которого выяснили, что Google активно манипулирует  результатами поисковой выдачи. Разбираемся, как «корпорация добра» стала  Большим братом.

Самая популярная в мире поисковая система может превратиться в тоталитарный инструмент / © Welt
Самая популярная в мире поисковая система может превратиться в тоталитарный инструмент / © Welt

Монополия в поиске

Google — настоящий монополист среди  поисковых систем. По данным отчета StatCounter Global Stats, в первой  половине 2019 года этим поисковиком пользовались  91,65% людей, искавших информацию в интернете. Доля Bing, занимающего в  этом рейтинге вторую позицию, по сравнению с цифрами Google просто  смехотворна — менее 3%. 

Судя  по всему, единственная страна, где «корпорации добра» не удалось  захватить первую строчку, — Китай, но у КНР свой, особый интернет.  Довольно долго такой страной была и Россия, но с 2017 года и у нас  Google опережает «Яндекс», причем разрыв между двумя поисковыми  системами лишь увеличивается.

Пожалуй, главный признак успеха Google — тот факт, что фразы типа  «погуглить в «Яндексе»» уже ни у кого не вызывают отторжения. Притом что  американская поисковая система на год младше российской. Выбиться в  монополисты Google помогли алгоритмы. Во времена, когда другие  поисковики выдавали в ответ на запрос сайты с простынями текста из  ключевых фраз (так называемые дорвеи), Брин и Пейдж главное внимание  уделяли полезности контента.

В Google первыми при формировании  поисковой выдачи добавили к заголовкам страниц и плотности ключевых слов  показатель авторитетности веб-страницы, рассчитанный на основе  количества и качества ссылок, которые на эту страницу ведут. Также в  Google создали один из лучших поисковиков по изображениям Google Images  (из общих 91,65%, которые среди поисковиков занимает Google, примерно  20% приходятся на поиск по картинкам). Немаловажную роль сыграли и  бурный рост мобильного сегмента интернета и лидирующие позиции Android  среди операционных систем смартфонов.

Корпорация недобра

Такая ситуация открывает Google простор  для практически любых манипуляций с данными. Но долгое время подавляющее  число людей не воспринимали эту угрозу всерьез. Поисковик представлялся  безусловным добром на информационном фронте, противостоящим корыстным  магнатам и правительствам, во что бы то ни стало пытающимся подчинить  себе все СМИ.

Даже неофициальный девиз Google Don’t be Evil («Не  будь злом»), записанный в корпоративном кодексе компании, долгое время  давал понять и сотрудникам, и пользователям, что поисковик воюет на  светлой стороне. Однако в 2015 году все изменилось: тогда Google стал  частью холдинга Alphabet, а в качестве девиза закрепилась фраза Do the  Right Thing («Делай правильные вещи»), хотя предыдущая версия все еще  оставалась в кодексе. А еще через три года руководство Alphabet втихую,  словно чего-то стыдясь, вовсе удалило фразу «Не будь злом» из документа.

Знаменитый девиз Google — Don’t Be Evil («Не будь злом») / © Medium
Знаменитый девиз Google — Don’t Be Evil («Не будь злом») / © Medium

Теперь сотрудникам Google рекомендуется делать только правильные  вещи, а «что такое хорошо и что такое плохо» — определит руководство.  Как показало недавнее журналистское расследование, такой подход уже  вовсю используется.

Расследование Wall Street Journal

Несмотря  на то что принцип действия поисковых алгоритмов Google в общих чертах  известен, как и список факторов ранжирования веб-ресурсов, всех  подробностей разработчики не раскрывают. По идее, это обоснованно и не  позволяет владельцам сайтов манипулировать поисковой выдачей.

Однако расследование, проведенное журналистами The Wall Street Journal, показывает,  что в Google сами манипулируют выдачей. Теперь поисковик не просто  занимается «организацией всемирной информации», но решает, как эта  информация должна выглядеть, — и активно воплощает свои решения в жизнь.  При подготовке материала сотрудники издания взяли более 100 интервью с  сотрудниками Google и связанных с ним компаний, а также провели  собственное тестирование поискового сервиса.

«Благими намерениями  вымощена дорога в ад» — гласит народная мудрость. Некоторые меры,  направленные на искусственную корректировку поисковой выдачи, имеют под  собой вполне разумное основание. Один из первых случаев, в котором  Google пришлось вмешаться в алгоритмы, стала антипрививочная лихорадка  2015 года. Тогда одним из самых популярных поисковых запросов стала  фраза «как вакцины вызывают аутизм» (how do vaccines cause autism),  выдача по ней содержала большое количество совершенно антинаучных  ресурсов.

После жалоб людей, глубоко знакомых с сутью вопроса, при  введении этого запроса первым же результатом стал выдаваться сайт  howdovaccinescauseautism.com, на главной странице которого было большими  черными буквами написано: They f###ng don’t, что можно перевести как  «Ни хрена они не вызывают». Подобным же образом в свое время  корректировалась выдача по запросам вроде «как совершить самоубийство»:   так, чтобы первым же результатом в этой выдаче был веб-сайт  Национальной горячей линии по предотвращению суицидов.

Первым делом крупный бизнес

Приведенные  выше примеры — классическая «ложь во благо». Наверняка подобные меры не  одному человеку спасли жизнь. Однако такие манипуляции с выдачей  распространяются и на рекламу, и на результаты поиска по коммерческим  запросам. Как пишут в The Wall Street Journal, в Google «оказывают  предпочтение» крупным корпорациям в ущерб мелким фирмам — вопреки  публичным заявлениям о том, что компания не занимается подобным.

Люди,  у которых брали интервью во время расследования, рассказали, что  некоторые крупные рекламодатели получают «прямые советы» на тему того,  как улучшить свои позиции в выдаче. Среди сайтов, которые пользовались  подобным расположением боссов Google, — интернет-аукцион eBay. До 2014  года этот веб-ресурс получал более трети переходов из поиска, но после  смены алгоритмов показатели площадки упали, что привело к снижению  ежегодного дохода примерно на 200 миллионов долларов.

Логотип eBay до боли напоминает лого Google / © PYMNTS
Логотип eBay до боли напоминает лого Google / © PYMNTS

После  консультаций с разработчиками eBay оптимизировала свой сайт и  расходовала около 120 миллионов долларов в год на рекламу, получив  взамен от Google улучшенную индексацию. Мелким компаниям поисковик так  не благоволит: им приходится самостоятельно выяснять, какие особенности  поисковых алгоритмов приводят к падению трафика или исключению страниц  из выдачи.

О преференциях для крупного бизнеса рассказал и  руководитель компании iProspects Джереми Корнфельдт. Его фирма  занимается продвижением брендов Levi Strauss & Co и ряда других  известных производителей одежды. По словам Корнфельдта, когда у них  возникают проблемы после обновления поисковых алгоритмов Google, то  представители iProspect напрямую звонят разработчикам поисковика и  просят их разобраться.

Скандальная выдача

Работа,  проделанная журналистами The Wall Street Journal, — далеко не первый  скандал на тему того, как уже бывшая «корпорация добра» корректирует  выдачу информации своим пользователям. Впервые о манипуляциях с поиском заговорили  в 2009 году, когда в Еврокомиссию поступила жалоба от супругов Рафф —  основателей рекомендательного сервиса Foundem, который помогал искать  товары в Сети по максимально выгодным ценам.

Такие поисковики, как  Yahoo и Live Search (нынешний Bing), отображали Foundem в выдаче вполне  нормально, а Google исключал сайт из результатов поиска. Вероятнее  всего, это было связано с введением алгоритма Universal Search и  появлением в выдаче специализированного раздела с «лучшими  результатами». Этот блок фактически конкурировал с результатами, которые  выдавал Foundem.

Источник


#ng

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded