dem_2011

Category:

Артос – великая святыня

Артос – великая святыня, связанная с Воскресением Христовым.
Потому относиться нужно к ней очень трепетно и бережно.
 

   Со времен древнейшей апостольской Церкви хлебу предавали   огромное  символическое духовное и богослужебное значение.   Он символизировал  собою Тело Христово. Это установление   самого Господа и Спаса нашего  Иисуса Христа. В Евангелии   от Луки сказано: «И, взяв хлеб и  благодарив,   преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за    вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк.   22:19). Сама  Евхаристия или Божественная литургия   называлась в древности  «преломлением хлеба». 

   Вспомним также, дорогие братья и сестры, как в старину в    крестьянских семьях относились к хлебу наши дедушки и   бабушки. Это  сейчас мы с ним обращаемся как с одним из   ряда обычных продуктов,  которые можно ронять на пол,   выбрасывать в мусорную корзину и прочее.  Но не так было   раньше. В крестьянских семьях хлеб резали аккуратно и    бережно, также вкушали его, крошки подбирали и высыпали в   реку или  отдавали животным. 

   С апостольских времен твердо установилась традиция во   время общей  трапезы один хлеб оставлять и откладывать его   на возглавие стола  Господу. Это было символом того, что   Христос и по Своем вознесении на  небо невидимо   присутствует в Церкви. То же самое случилось и по  Успении   Пресвятой Богородицы. Апостолы и ученики начали по   преданию  на трапезе откладывать хлеб и для Девы Марии,   назвав его «панагией»,  что переводится с   греческого языка как «всесвятая» (один из   эпитетов  Божьей Матери). Позже панагией стали именовать и   саму просфору, из  которой на проскомидии изымалась   частичка в честь Пресвятой  Богородицы. 

   Издревле и по сей день в православных монастырях служится   чин  возношения панагии. После Божественной литургии игумен   в специальном  сосуде износил из храма на братскую трапезу   панагию, где она  раздроблялась и вкушалась братией со   специальной молитвой перед едой.  Таким образом, трапеза,   как и в древние времена вечеря любви-агапа, на  которой   совершалась Евхаристия, становилась частью богослужения,    непрерывно связанного с Литургией. 

   Отголоском данной древней традиции и подтверждением, что   мы,  православные христиане, и сегодня существуем в Единой   Святой Соборной и  Апостольской Церкви (9-й член Символа   веры), является пасхальная  традиция освящения и   раздробления артоса. 

   Слово «артос» переводится с греческого языка   как «квасной хлеб».  Это особая большая   просфора цилиндрической формы, на вершине которой    специальной пекарской печатью делается оттиск иконы   Воскресения  Христова. В Типиконе (Уставе) артос назван   просфорою всецелою. С одной  стороны, данное наименование   обозначает, что из пасхальной просфоры  не изымались   частички для совершения проскомидии. С другой – это    символ Церкви, в которой находится каждый из нас, ее   вселенскости и  целостности; Церкви, искупленной кровью   Агнца и освященной  Воскресением Христовым. 

   Артос на специальном аналое перед началом пасхального   всенощного  бдения поставляется на солее перед иконой   Спасителя на иконостасе. По  заамвонной молитве Литургии он   освящается священником, произносящим  определенную молитву   и окропляющим артос святой водой. В молитве есть и  такие   слова: «Ибо и мы, раби Твои, в честь и славу, и в    воспоминание славнаго Воскресения тогожде Сына Твоего   Господа нашего  Иисуса Христа, Имже от вечныя работы   вражия, и от адовых нерешимых уз  разрешение, свободу и   преведение улучихом, пред Твоим величеством ныне  во   всесветлый сей, Преславный и спасительный день Пасхи, сей    приносим…» То есть мы приносим артос в дар   Богу как символ Светлого  Воскресения Христова. И освящение   его на самой главной службе в году,  когда и сами небеса   отверсты, когда Спаситель находится среди нас, а  Церковь   небесная соединяется с Церковью земной в едином пасхальном    славословии Господу за искупление-исцеление человечества,   говорит нам о  том, что артос – великая святыня,   связанная с Воскресением Христовым.  Потому относиться   нужно к ней очень трепетно и бережно. 

   Подтверждением тому, что артос есть великой святыней,   является еще и  тот факт, что его носят во время крестного   хода вокруг храма во всю  Светлую седмицу. Ведь он   символизирует собой Воскресшего Бога и то,  что Христос   пребывает среди нас. И всю Светлую седмицу артос пребывает    на почетном месте в храме в открытых Царских вратах.
  В субботу  же Светлой седмицы обычно по заамвонной молитве   Божественной литургии  совершается чин раздробления артоса.   Священник читает определенную  молитву, и затем артос   раздробляется, а по окончании богослужения  раздается   верующим. 

   Как уже говорилось выше, артос – великая святыня.   Зачем нам его  хранить и вкушать? Об этом говорят слова   молитвы на раздробление  артоса «да вси вкушающии от   него телеснаго и душевнаго благословения и  здравия   сподобятся благодатию и щедротами Твоего   человеколюбия». Мы  видим, что артос нам дается для   нашего телесного и душевного здравия.  Потому полезно его   вкушать во время болезни или особенных скорбей в  жизни. Он   оживит нас. Ведь артос есть символом – духовным    составляющим вечной жизни, которую мы получаем в Светлом   Воскресении  Христовом с Его победой над адом, диаволом,   грехом и смертью. И тот,  кто вкушает артос или хотя бы   даже просто хранит его дома, становится  сопричастником   вечной пасхальной радости, которую никто и никогда у  нас   не отнимет, радости, исцеляющей душу и тело человека. 

   Конечно же, нельзя путать артос с Телом и Кровью   Христовыми. Это  совершенно разные вещи. Святые Дары   – самая великая церковная Святыня.  Артос же   одновременно духовное и телесное средство, подобное    антидору, святой воде и просфоре, которое служит для   поддержания  духовных сил человека в нелегком нашем земном   борении-странствии. 

   Хранить артос дома полагается возле святых икон. Так как   это  великая святыня, то желательно перед службой в субботу   Светлой седмицы  запастись пакетиком (лучше всего   полотняным из органической ткани),  куда следует положить   полученный вами кусочек раздробленного артоса,  чтобы не   ронять крошек святыни. Желательно подробить артос на    маленькие кусочки: так вам будет удобнее потреблять их.   Артос можно  раздавать, но перед этим вы должны убедиться,   что он попадет к  благочестивым верующим людям. Пакетики со   святыней храните в открытом  виде, чтобы артос не зацвел.   Если же все-таки это случилось, то его  следует либо   принести в храм, либо пустить в проточную воду –   реку  или море (но не в озеро). Пакетик, в котором артос   хранился, нужно  сжечь в чистом месте. В небрежном   отношении к артосу желательно потом    поисповедоваться.
  Вкушается эта святыня с обычной молитвой для  святой воды и   просфоры с прибавлением «Христос Воскресе! Воистину    Воскресе!» 

  В  заключение, дорогие братья и сестры, хочется всем   пожелать, чтобы  пасхальная радость нас не покидала круглый   год. Вспомним преподобного  старца Серафима Саровского,   приветствовавшего каждого приходящего к  нему словами:   «Радость моя! Христос Воскресе!» И   овеществленным  выражением этой всеобъемлющей вселенской   удивительной радости о  Господе Воскресшем как раз является   артос. Частичка хлеба, который был  принесен нами в дар   Богу и который возвращен Господом нам для того,  чтобы   оберегать, исцелять нас, грешных, величайшей силой Своего    Воскресения. 

Иерей Андрей Чиженко
Источник: Портал «Православная жизнь»
22 апреля 2017

Отсюда

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded