dem_2011

Category:

Владимир Фрумкин. «От Гайдна до Шостаковича»

Владимир Фрумкин. Фото https://www.chayka.org/
Владимир Фрумкин. Фото https://www.chayka.org/

Этой книге в 2020 исполнилось 50 лет. В 1970 в ленинградском  отделении издательства «Музыка» вышла тонкая книжечка, объемом всего 60  страниц, зато тиражом 29 000 экз.! На ее обложке — фотография Евгения  Светланова, дирижирующего в Большом зале Ленинградской филармонии, и  своеобразный эпиграф: «Детям и юношеству о музыке». Но не только для  юных, но и для взрослых читателей эта книжечка стала путеводителем по  главному жанру инструментальной музыки.  

Прошло полвека. Мы живем в другой стране. И совсем в другой стране  — в США — уже более 45 лет живет автор, известный в 60-е – 70-е годы  ленинградский музыковед Владимир Фрумкин. Теперь на обложке — фото  симфонического оркестра Сан-Франциско под управлением Майкла Тилсона  Томаса. Второе издание отличается от первого «статистическими  показателями»: оно стало в два раза объемнее, но тираж уменьшился в 58  раз! Вероятно, читателей у этой книги будет гораздо меньше, чем прежде.  Но автор надеется, что и сегодня ее прочтут  все, кто любит музыку. И  для кого-то она, как и полвека назад, станет путеводной нитью в мир  «владычицы музыкального царства», как назвал симфонию Д. Шостакович.

Фрумкин В.А. От Гайдна до Шостаковича. О великих симфониях — для всех, кто любит музыку. С аудиоприложением.
– СПб: Композитор • Санкт-Петербург, 2019. – 128 с. Тираж 500.  

История жанра, история человечества 

Увлекательно, доступно, образно В. Фрумкин рассказывает о зарождении  жанра симфонии, как нельзя лучше отвечавшего духу Нового времени и  ставшего одним из его символов. О рождении и становлении симфонии во  второй половине XVIII века. О том, как сложилась сонатная форма —  «особая композиция, особый метод размещения и развития звучащих  образов, способный передать бурную динамику жизни, конфликтное течение  мысли, борения страстей», которая музыкально отвечала классической  трагедии (не случайно Ромен Роллан сравнивал сонатную форму с этим  жанром). О сонатно-симфоническом цикле: «Быстро –  медленно – подвижно – стремительно… Четыре темпа, четыре ритма  жизнедеятельности, четыре состояния человеческого духа… Четыре акта  “инструментальной драмы“, управляемой особой логикой, отличной от  сюжетной логики театральной драмы, но точно также способной увлечь  слушателя…».

Автор не претендует на всеобъемлющее аналитическое исследование.  Книга выдержана скорее в популярном сегодня жанре storytelling. Перед  читателем проходят два века классической симфонии, сохранившей свою  структурную и смысловую основу на пути «от Гайдна до Шостаковича»  (первые симфонии Гайдна были написаны в 1759; последняя, 15-я симфония Шостаковича — в 1971).  Вереница художественных направлений: классицизм, «буря и натиск»,  ранний и поздний романтизм, классика ХХ века. Смены общественных  формаций, революции, войны, катаклизмы — едва ли найдется иной  музыкальный жанр, в котором бы так рельефно отразилась история музыки,  история искусства, история человечества на протяжении столетий.

И как человек, как живое существо, симфония проходит различные этапы  развития. Каждая глава посвящена одному из этапов. Детство и юность — Гайдн и Моцарт. Пора героики и возмужания — Бетховен. Необозримый спектр романтических переживаний и страстей — «Неоконченная» Шуберта, «Фантастическая» Берлиоза, Брамс, Чайковский. Единственный в своем роде эпический симфонист — Бородин. Новый взлет в ХХ веке — Прокофьев и Шостакович.

«За кадром» остались такие титаны, как Брукнер, Малер, Скрябин,  Рахманинов; выдающиеся мастера жанра — Мендельсон, Шуман, Глазунов,  Мясковский, Шнитке… Но пытливый читатель, пройдя вместе с В. Фрумкиным  путь «от Гайдна до Шостаковича», обязательно обратится  и к их  творчеству в своем стремлении как можно больше узнать о симфонии и о  великих композиторах — гениях человечества, отдавших дань этому жанру  классической музыки.

«Что ж, в добрый путь, друзья! — напутствует своих читателей автор. —  Читайте и вслушивайтесь — с открытой душой, с включенным воображением,  дав полную волю собственной фантазии…».  

Важные дополнения

По сравнению с первым изданием в книге есть несколько новшеств. Теперь ее можно не только читать, но и слушать:  приложен компакт-диск с записями фрагментов симфоний, о которых пишет  автор, причем в тексте даны указания на соответствующие треки CD, а в  приложении — список аудиофайлов.

Добавлена новая главка: «О Шостаковиче — из дня сегодняшнего»,  которая, по словам автора, «дополняет то, что было написано о нем в  главе “Пульс времени”, отразившей и мое тогдашнее, конца 60-х, понимание  симфонизма Шостаковича, и характерные для той эпохи требования  советской цензуры…». Еще одна приятная деталь: появились портреты  композиторов — героев книги.

И, конечно, читателям будет интересно узнать о самом авторе и его  творческом пути из статьи его друга, знаменитого ученого и барда  Александра Городницкого.  

Павел Райгородский, «МО»  

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded