dem_2011

Category:

Олег Майзенберг. К 75-летию со дня рождения

Яркая артистическая индивидуальность, неповторимость творческого  почерка во все времена высоко ценились и публикой, и специалистами. В  наши дни, когда по расхожему выражению "хорошо играть на рояле умеют все  профессионалы", качества эти поистине драгоценны, но они же, подчас, не  только заставляют обращать внимание на исполнителя, но и затрудняют его  продвижение по лестнице признания. В этом отношении путь Олега  Майзенберга весьма характерен: нежелание идти на творческие компромиссы,  упорное следование собственным принципам отнюдь не всегда приносило ему  лавры.

Олег Иосифович Майзенберг родился  29 апреля 1945 года в Одессе, но вскоре семья переезжает в Кишинев, где он и проводит свое детство. Игре на фортепиано начал обучаться с пяти лет у  матери, Ады Арнольдовны Майзенберг. Затем — годы занятий в Кишиневской специальной музыкальной школе имени Е. Коки у Евсея Соломоновича Зака и в Институте искусств им. Г. Музическу у Людмилы Вениаминовны Ваверко. Уже в ту пору юноша много раз выступал в концертах с не по годам сложными программами, проявляя, по словам молдавского музыкального критика 3иновия Столяра, "сильные стороны своего  дарования: тонкую музыкальность, поэтичность, непосредственность  выражения, сугубо индивидуальное отношение к исполняемой музыке".

Эти качества сохранились и развились в пору дальнейшей учебы в  московском Институте имени Гнесиных (1966-1971), где наставником  Майзенберга был профессор А. Йохелес. Еще будучи студентом, а затем и  ассистентом своего педагога, Майзенберг, ранее уже побеждавший на  республиканском и Всесоюзном конкурсах, стал лауреатом сразу двух  соревнований в Вене (1967): он завоевал вторую премию на Шубертовском  конкурсе и первую — на конкурсе исполнителей музыки XX века. Эти победы,  казалось, открывали ему путь на концертную эстраду, и действительно,  Майзенберг начал было активно гастролировать как по нашей стране, так и  за ее пределами, став солистом Московской филармонии.

Поначалу все шло достаточно успешно, артист был по достоинству оценен  критиками, полюбился публике. Однако со временем концертные организации  стали сокращать число его выступлений, как сольных, так и с оркестром.  Коварную, роль сыграло и постоянное сотрудничество Майзенберга со  скрипачом Гидоном Кремером. При всем очевидном равенстве масштаба двух  личностей этого дуэта в пианисте стали видеть скорее аккомпаниатора, чем  солиста: ведь известность Кремера была к тому времени уже очень велика.  Не помогли и усилия большого почитателя Майзенберга, дирижера Кирилла Кондрашина. Незадолго до своего отъезда из СССР он пригласил  Майзенберга выступить в Большом зале консерватории со своим оркестром,  но ситуация осталась „патовой"...

В 1981 году Олег Майзенберг решил попытать счастья в иных краях и  переехал на постоянное жительство в Вену. Успех пришел не сразу: наряду с  сольными концертами ему по-прежнему нередко доводилось выступать в  качестве ансамблиста — и с Г. Кремером, и с Г. Преем, другими артистами.  Но вскоре артист сумел завоевать стойкую репутацию в Австрии и ФРГ,  затем в других странах Европы, дебютировал в США с Филадельфийским  оркестром под управлением Ю. Орманди. Тогда же, в середине 80-х годов,  фирма „Орфео" выпустила его первые пластинки, на которых зафиксирована  интерпретация артистом его излюбленных произведений — Шуберта, Листа,  Скрябина.

Ныне Олег Майзенберг — один из наиболее ярких и оригинальных  пианистов Европы. Он — постоянный участник многих крупных фестивалей (в  том числе и Зальцбургского), широко концертирующий пианист, член жюри  ряда исполнительских конкурсов, профессор консерватории в Штутгарте  (ФРГ).  

Артистический облик пианиста вполне сформировался. Он, как и  прежде, привлекает своей непредсказуемостью, неординарностью подхода к  любому исполняемому произведению — от классических до современных,  подчас неровностью исполнения. Записывается Майзенберг редко, но каждый  его концерт, особенно в странах Центральной Европы, собирает большую и  преданную аудиторию почитателей, которые всегда ждут от него  художественных открытий, и чаще всего не разочаровываются. Все это дало  основание одному из критиков назвать Олега Майзенберга истинным  наследником Владимира Софроницкого. 

Много времени пианист уделяет камерному музицированию,  сотрудничая с такими музыкантами как Герман Прей, Роберт Холл, Хайнц  Холлигер, Сабина Майер, Андрас Шифф, Рено и Готье Капусон. Постоянное  партнёрство с Гидоном Кремером связывает музыканта ещё с начала его  карьеры в СССР. 

Исполнения О.Майзенберга запечатлены во многочисленных аудио- и  телезаписях. Пластинки и компакт-диски с произведениями Рахманинова,  Скрябина, Стравинского, Берга, Веберна, Шёнберга, Мийо изданы под  марками Orfeo, Harmonia Mundi, Teldec и Deutsche Grammophon, многие  камерные записи пианиста выпущены также под марками ECM, Preiser Records  и Philips. 

Уникальным событием в биографии артиста стала серия из двенадцати  монографических сольных концертов, исполненных в сезоне 1994/1995 в  венском Концертхаусе и посвящённых двенадцати разным композиторам.  Памятный комплект из пяти компакт-дисков с избранными записями с этих  концертов издан Концертхаусом и впоследствии под маркой Glissando.

В апреле 1995 О.Майзенберг был удостоен звания почётного члена Концертхауса.

С 1985 по 1998 преподавал в Высшей школе музыки Штутгарта, с 1998  года — профессор венского Университета музыки. Кроме этого музыкант  регулярно даёт мастер-классы и участвует в жюри международных конкурсов  (конкурсы им. Клары Хаскил, им. Гезы Анды, конкурс ARD в Мюнхене).

В 2005 О.Майзенберг был награждён Почётным крестом Австрии первой степени за заслуги в области науки и искусства.

Репертуар О.Майзенберга включает произведения всех стилей; центральное место в нём занимает музыка XIX века.  

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва,  "Советский композитор", 1990 г.

Источник


Scriabin: Piano pieces op.45

Feuillet d'album 0:00
Poème fantasque 1:29
Prélude 2:06  

Oleg Maisenberg Live recording, Vienna, IV.1995


Mozart: Adagio K.540



Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded