Categories:

За кадром фильма «Мой ласковый и нежный зверь»

15 мая 2020

 Режиссёр «Мосфильма» Эмиль Лотяну долго искал сюжет для новой картины.  Он уже был успешным режиссёром после выхода в свет мелодрамы «Табор  уходит в небо» (1975). Перечитывая произведения Антона Чехова, он выбрал  драму «На охоте», но хотел, чтобы новый фильм был лёгким и лирическим с  кульминацией надвигающейся драмы...  Он написал сценарий и в 1977 году  принёс его на «Мосфильм». 

Кадр из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» (1978).
Кадр из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» (1978).

Первоначальный  вариант назывался «Клетка». Позже название поменяли на «Мой ласковый и  нежный зверь». Но сценарий не сразу запустили в работу: руководству  студии не нравилось, что от повести Чехова мало что осталось.   

  Зато, как показал результат, многое появилось от самого Лотяну: как  всегда он украсил ленту цыганскими песнями и добавил свойственный ему  чувственный драматизм. 

Кадр из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» (1978).
Кадр из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» (1978).

Готовясь к съёмкам, Лотяну начал поиски  главной героини, которые были долгими и мучительными. Ассистенты  режиссёра ездили по всему Советскому Союзу в поисках актрисы для Лотяну:  «Найти ту, которая будет напоминать Татьяну Самойлову,  Одри Хепбёрн и Людмилу Савельеву, но при этом имела бы присущее лишь ей  обаяние». 

Её  нашли в Воронеже, она была студенткой хореографического училища. Галине  Беляевой тогда даже не исполнилось шестнадцать, когда она познакомилась  с 41-летним Эмилем Лотяну. Семья Беляевых жила тогда в Воронеже, отец  ушёл из семьи ещё до рождения дочери. Но балет был не единственной  мечтой Гали Беляевой, она грезила о кино, и в 15 лет отправила свою  фотографию на «Мосфильм» в тайной надежде, что её заметят. И чудо  произошло – снимок попался на глаза Эмилю Лотяну, который больше месяца  безуспешно искал исполнительницу на роль Оленьки Скворцовой. Но на  первой встрече она не произвела большого впечатления на режиссёра, и  после многочисленных проб он всё-таки её утвердил. 

Галине Беляевой всего 16 лет, когда она приступила к съёмкам.
Галине Беляевой всего 16 лет, когда она приступила к съёмкам.

Рассказывает Эмиль Лотяну: «Среди  прочих фотографий выскакивает маленькое чёрно-белое паспортное фото, а  сзади чернилами написано: «Мне пятнадцать лет». Я увидел эти косульи  глаза и воскликнул: «Вот она!» Её притащили из балетного училища, из  Воронежа. Пришла девочка, я три дня репетировал с ней, рассказывал,  объяснял… Никакой реакции. Я был в отчаянии. Мне показалось, что все  усилия бесполезны. Решил: «Сейчас придёт Янковский, проведём пробу, а  потом отправим девочку домой». Пришел Янковский, мы поставили камеру,  свет… И вдруг после команды «мотор» Галя выдала всё, что я три дня в неё  вбивал, словно до этого она собиралась в пружину, а теперь выпрямилась с  такой свежестью, с таким напором, что Олег Янковский даже опешил».

Галина Беляева в образе Оленьки Скворцовой.
Галина Беляева в образе Оленьки Скворцовой.

Режиссёр  Лотяну был очень требователен и делал никаких скидок на юный возраст  актрисы не делал. Поэтому на съёмках Галя всё делал сама: танцевала,  скакала на лошади и постигала азы актёрского мастерства.

Рассказывает Галина Беляева: «Если  вы помните, эпизод в картине, снятый рапидом, Ольга в красном платье  бегает вокруг берёз и плавно скользит по дереву. Эмиль Владимирович –  поэт и романтик, он хотел, чтобы я сама всё делала, в рапиде медленно  сползла, но, понимаете, дело в том, что у берёзы очень грубая кора. Раз  десять он меня заставлял делать одно и то же, у меня уже были все руки  окровавлены. Я, конечно, плакала ужасно после съёмок, но в результате  получилось то, что он хотел». 

Кадр из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» (1978).
Кадр из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» (1978).

Роль  статного красавца Камышева Лотяну сразу же отдал не менее красивому  Олегу Янковскому. Но тот долго думал, прежде, чем дать согласие: ему не  нравился сценарий, он считал себя драматическим артистом и не любил  фильмы, снятые «по мотивам». Однако, ему понравился «Табор уходит в  небо» и он дал согласие. 

Олег Янковский в образе Камышева.
Олег Янковский в образе Камышева.

Худсовет  «Мосфильма» одобрил отснятый Лотяну материал, хотя и заметил, что от  Чехова там почти ничего не осталось. Режиссёра только попросили  сократить некоторые сцены и переозвучить главную героиню в финальной  сцене, где она не должна была говорить так же наивно, что и в начале  фильма.  

Кадр из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» (1978).
Кадр из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» (1978).

Городские  сцены были отсняты в старинному Суздале. Основным местом съёмок стала  подмосковная усадьба Валуево, построенная в XVIII веке. Некогда она  принадлежала известному декабристу Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину.  Однако управляющий усадьбой был строг и сказал, что больше никому не  позволит снимать здесь кино. На территории усадьбы съёмочная группа  Лотяну устроила настоящий хаос, вовремя не не разобрав декорации, помяла  растения и даже не выкопала посаженный для съёмок куст в ненужном  месте. Поэтому пострадали другие кинематографисты — Александр  Панкратов-Чёрный хотел снимать там драму «Взрослый сын», но получил отказ. 

Кадр из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» (1978).
Кадр из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» (1978).

Одной  из главных удач фильма «Мой ласковый и нежный зверь» стала музыка,  написанная композитором Евгением Догой. Его невероятной красоты вальс  стоит на первом месте в списке самых исполняемых кинопроизведений.  Полгода Дога просидел в архивах, слушал старинные вальсы и пытался найти  нужную мелодию, но всё казалось ему настоящей «дребеденью». За два дня  до съёмок к нему приехал режиссёр, чтобы услышать результат... Дога  закончил свадебный вальс буквально за одну ночь, утром сдал в работу, а  уже вечером мелодия была записана оркестром кинематографии Госкино СССР.    

Кадр из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» (1978).
Кадр из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» (1978).

Рассказывает Народный артист СССР, композитор Евгений Дога: «Он  пришёл, кричит: "Вальс!" Ещё дверь не успел закрыть, а уже: "Вальс!" А я  ему обещал, но не ожидал его прихода. Тык-мык, одну дребедень какую-то  играю, и я знаю, что это дребедень. А он уже дёргаться начинает,  свирепеть. Думал, полетит что-нибудь в мою голову сейчас. И тут я вдруг  подбираю огрызок какой-то бумажки с нотами, играю… Вот и всё. 

Сейчас  я смотрю на партитуру: там очень мало нот, потому что просто некогда  было писать. И в этом вся прелесть! Естественно, это не мной сделано –  кто знает, как это получилось!» 

Евгений Дога, композитор, Народный артист СССР.
Евгений Дога, композитор, Народный артист СССР.

На  записи оркестр стоя аплодировал композитору. Дога решил, что это шутка,  но когда увидел слёзы на глазах, подумал, что в этой шутке есть и доля  правды.   

Свадебный  вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» — одна из самых  узнаваемых мелодий советского кино. Он звучал на открытиях Олимпиад 1980  и 2014 годов, его играют уличные музыканты и профессионалы, хореографы и  даже спортсмены ставят под него танцевальные номера. В числе  поклонников вальса был замечен и президент США Рональд Рейган, который  называл её «вальсом века». 

Фильм  «Мой ласковый и нежный зверь» вышел на широкий экран в 1978 году, но в  сравнении с «Табором» имел меньший успех — 16-е место и 26 миллионов  зрителей.   

Однако  в год выхода фильма 42-летний Эмиль Лотяну женился на 18-летней Галине  Беляевой. Их роман случился ещё на съёмочной площадке и развивался  стремительно. Их скоропостижный брак поразил многих, так как союзы с  такой большой разницей в возрасте в те годы заключались редко, и это  породило в киношной среде всевозможные кривотолки, которые не самым  лучшим образом сказались на дальнейшей кинематографической карьере  Беляевой. Во всяком случае, многие режиссеры стали игнорировать её как  актрису, откровенно заявляя, что никакого таланта у неё нет. Пока в 1979  году режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич доказал, что это неправда,  сняв Галину Беляеву в главной роли в телевизионном мюзикле «Ах,  водевиль, водевиль!», и фильм имел огромный успех у зрителей.   

Кадр из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» (1978).
Кадр из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» (1978).

В  «Водевиле» Беляева снималась уже беременной, и съёмки давались ей  нелегко. В 1980 году у четы родился сын, которого назвали Эмилем.  

Однако  впереди их семью постигла такая же драма. В 1981 звёздная чета  приступила к новой совместной работе — фильму «Анна Павлова». Фильм  вышел на экран в 1983 году, но фильм не получился и был обвинён чуть ли  не в халтуре. Его не принял ни рядовой зритель, ни чиновники Госкино.  Дело дошло до того, что артисты Большого театра обратились в Госкино с  письмом, в котором заявляли свой протест — как это, мол, какой-то юной  актрисе доверили играть гордость национального балета! В многосерийной  картине Беляева сыграла Анну Павлову в возрасте от 16 до 50 лет.  Недоброжелатели Лотяну поняли, что пробил их час, и пошли в атаку. В  итоге Эмиля выгнали c «Мосфильма», воспользовавшись тем, что его  защитник, генеральный директор студии Николай Сизов, ушёл на пенсию. 

Чета Лотяну - Беляева с сыном Эмилем.
Чета Лотяну - Беляева с сыном Эмилем.

Фильм  «Анна Павлова» стал последней работой тандема Лотяну – Беляева. А  вскоре после этого они развелись. Кто был инициатором развода,  неизвестно, супруги разошлись без скандала. Но это уже другая история...  


Источник

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded