За кадром фильма «Мой ласковый и нежный зверь»
15 мая 2020
Режиссёр «Мосфильма» Эмиль Лотяну долго искал сюжет для новой картины. Он уже был успешным режиссёром после выхода в свет мелодрамы «Табор уходит в небо» (1975). Перечитывая произведения Антона Чехова, он выбрал драму «На охоте», но хотел, чтобы новый фильм был лёгким и лирическим с кульминацией надвигающейся драмы... Он написал сценарий и в 1977 году принёс его на «Мосфильм».
Первоначальный вариант назывался «Клетка». Позже название поменяли на «Мой ласковый и нежный зверь». Но сценарий не сразу запустили в работу: руководству студии не нравилось, что от повести Чехова мало что осталось.
Зато, как показал результат, многое появилось от самого Лотяну: как всегда он украсил ленту цыганскими песнями и добавил свойственный ему чувственный драматизм.
Готовясь к съёмкам, Лотяну начал поиски главной героини, которые были долгими и мучительными. Ассистенты режиссёра ездили по всему Советскому Союзу в поисках актрисы для Лотяну: «Найти ту, которая будет напоминать Татьяну Самойлову, Одри Хепбёрн и Людмилу Савельеву, но при этом имела бы присущее лишь ей обаяние».
Её нашли в Воронеже, она была студенткой хореографического училища. Галине Беляевой тогда даже не исполнилось шестнадцать, когда она познакомилась с 41-летним Эмилем Лотяну. Семья Беляевых жила тогда в Воронеже, отец ушёл из семьи ещё до рождения дочери. Но балет был не единственной мечтой Гали Беляевой, она грезила о кино, и в 15 лет отправила свою фотографию на «Мосфильм» в тайной надежде, что её заметят. И чудо произошло – снимок попался на глаза Эмилю Лотяну, который больше месяца безуспешно искал исполнительницу на роль Оленьки Скворцовой. Но на первой встрече она не произвела большого впечатления на режиссёра, и после многочисленных проб он всё-таки её утвердил.
Рассказывает Эмиль Лотяну: «Среди прочих фотографий выскакивает маленькое чёрно-белое паспортное фото, а сзади чернилами написано: «Мне пятнадцать лет». Я увидел эти косульи глаза и воскликнул: «Вот она!» Её притащили из балетного училища, из Воронежа. Пришла девочка, я три дня репетировал с ней, рассказывал, объяснял… Никакой реакции. Я был в отчаянии. Мне показалось, что все усилия бесполезны. Решил: «Сейчас придёт Янковский, проведём пробу, а потом отправим девочку домой». Пришел Янковский, мы поставили камеру, свет… И вдруг после команды «мотор» Галя выдала всё, что я три дня в неё вбивал, словно до этого она собиралась в пружину, а теперь выпрямилась с такой свежестью, с таким напором, что Олег Янковский даже опешил».
Режиссёр Лотяну был очень требователен и делал никаких скидок на юный возраст актрисы не делал. Поэтому на съёмках Галя всё делал сама: танцевала, скакала на лошади и постигала азы актёрского мастерства.
Рассказывает Галина Беляева: «Если вы помните, эпизод в картине, снятый рапидом, Ольга в красном платье бегает вокруг берёз и плавно скользит по дереву. Эмиль Владимирович – поэт и романтик, он хотел, чтобы я сама всё делала, в рапиде медленно сползла, но, понимаете, дело в том, что у берёзы очень грубая кора. Раз десять он меня заставлял делать одно и то же, у меня уже были все руки окровавлены. Я, конечно, плакала ужасно после съёмок, но в результате получилось то, что он хотел».
Роль статного красавца Камышева Лотяну сразу же отдал не менее красивому Олегу Янковскому. Но тот долго думал, прежде, чем дать согласие: ему не нравился сценарий, он считал себя драматическим артистом и не любил фильмы, снятые «по мотивам». Однако, ему понравился «Табор уходит в небо» и он дал согласие.
Худсовет «Мосфильма» одобрил отснятый Лотяну материал, хотя и заметил, что от Чехова там почти ничего не осталось. Режиссёра только попросили сократить некоторые сцены и переозвучить главную героиню в финальной сцене, где она не должна была говорить так же наивно, что и в начале фильма.
Городские сцены были отсняты в старинному Суздале. Основным местом съёмок стала подмосковная усадьба Валуево, построенная в XVIII веке. Некогда она принадлежала известному декабристу Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину. Однако управляющий усадьбой был строг и сказал, что больше никому не позволит снимать здесь кино. На территории усадьбы съёмочная группа Лотяну устроила настоящий хаос, вовремя не не разобрав декорации, помяла растения и даже не выкопала посаженный для съёмок куст в ненужном месте. Поэтому пострадали другие кинематографисты — Александр Панкратов-Чёрный хотел снимать там драму «Взрослый сын», но получил отказ.
Одной из главных удач фильма «Мой ласковый и нежный зверь» стала музыка, написанная композитором Евгением Догой. Его невероятной красоты вальс стоит на первом месте в списке самых исполняемых кинопроизведений. Полгода Дога просидел в архивах, слушал старинные вальсы и пытался найти нужную мелодию, но всё казалось ему настоящей «дребеденью». За два дня до съёмок к нему приехал режиссёр, чтобы услышать результат... Дога закончил свадебный вальс буквально за одну ночь, утром сдал в работу, а уже вечером мелодия была записана оркестром кинематографии Госкино СССР.
Рассказывает Народный артист СССР, композитор Евгений Дога: «Он пришёл, кричит: "Вальс!" Ещё дверь не успел закрыть, а уже: "Вальс!" А я ему обещал, но не ожидал его прихода. Тык-мык, одну дребедень какую-то играю, и я знаю, что это дребедень. А он уже дёргаться начинает, свирепеть. Думал, полетит что-нибудь в мою голову сейчас. И тут я вдруг подбираю огрызок какой-то бумажки с нотами, играю… Вот и всё.
Сейчас я смотрю на партитуру: там очень мало нот, потому что просто некогда было писать. И в этом вся прелесть! Естественно, это не мной сделано – кто знает, как это получилось!»
На записи оркестр стоя аплодировал композитору. Дога решил, что это шутка, но когда увидел слёзы на глазах, подумал, что в этой шутке есть и доля правды.
Свадебный вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» — одна из самых узнаваемых мелодий советского кино. Он звучал на открытиях Олимпиад 1980 и 2014 годов, его играют уличные музыканты и профессионалы, хореографы и даже спортсмены ставят под него танцевальные номера. В числе поклонников вальса был замечен и президент США Рональд Рейган, который называл её «вальсом века».
Фильм «Мой ласковый и нежный зверь» вышел на широкий экран в 1978 году, но в сравнении с «Табором» имел меньший успех — 16-е место и 26 миллионов зрителей.
Однако в год выхода фильма 42-летний Эмиль Лотяну женился на 18-летней Галине Беляевой. Их роман случился ещё на съёмочной площадке и развивался стремительно. Их скоропостижный брак поразил многих, так как союзы с такой большой разницей в возрасте в те годы заключались редко, и это породило в киношной среде всевозможные кривотолки, которые не самым лучшим образом сказались на дальнейшей кинематографической карьере Беляевой. Во всяком случае, многие режиссеры стали игнорировать её как актрису, откровенно заявляя, что никакого таланта у неё нет. Пока в 1979 году режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич доказал, что это неправда, сняв Галину Беляеву в главной роли в телевизионном мюзикле «Ах, водевиль, водевиль!», и фильм имел огромный успех у зрителей.
В «Водевиле» Беляева снималась уже беременной, и съёмки давались ей нелегко. В 1980 году у четы родился сын, которого назвали Эмилем.
Однако впереди их семью постигла такая же драма. В 1981 звёздная чета приступила к новой совместной работе — фильму «Анна Павлова». Фильм вышел на экран в 1983 году, но фильм не получился и был обвинён чуть ли не в халтуре. Его не принял ни рядовой зритель, ни чиновники Госкино. Дело дошло до того, что артисты Большого театра обратились в Госкино с письмом, в котором заявляли свой протест — как это, мол, какой-то юной актрисе доверили играть гордость национального балета! В многосерийной картине Беляева сыграла Анну Павлову в возрасте от 16 до 50 лет. Недоброжелатели Лотяну поняли, что пробил их час, и пошли в атаку. В итоге Эмиля выгнали c «Мосфильма», воспользовавшись тем, что его защитник, генеральный директор студии Николай Сизов, ушёл на пенсию.
Фильм «Анна Павлова» стал последней работой тандема Лотяну – Беляева. А вскоре после этого они развелись. Кто был инициатором развода, неизвестно, супруги разошлись без скандала. Но это уже другая история...