Вооруженный одним лишь гражданским мужеством, Рауль Валленберг спас во время Холокоста десятки тысяч евреев. История его подвига воодушевила весь мир и стала живым напоминанием о необходимости непрестанной борьбы с расизмом.
Рауль Валленберг. Фото с официального сайта Музея политической истории России
В июне 1944 г. Валленберга, дипломата и бизнесмена, назначили секретарем Шведской дипломатической миссии в Будапеште. Возглавив особый отдел по оказанию помощи еврейскому населению, он должен был организовать операцию по спасению евреев. Выдавая охранные шведские паспорта и арендуя здания, которые под вывеской «шведских домов» давали укрытие евреям, он мог спасать десятки тысяч жизней.
В январе 1945 г. Валленберг был арестован советскими военными властями. Его дальнейшая судьба так и остается невыясненной. По утверждению российской стороны он скончался в советской тюрьме 17 июля 1947 г. Имеется, однако, ряд свидетельств о том, что его видели в живых много позднее.
Выдавая евреям охранные паспорта и организуя для них убежища под эгидой Швеции, Валленберг спасал в Будапеште десятки тысяч евреев.
В 1944 году в США был создан Комитет по делам беженцев войны (КБВ) — организация, задачей которой было спасение евреев от нацистских преследований. Признав серьезность усилий, которые предпринимались Швецией в этом направлении в Венгрии, КБВ стала подыскивать там человека, который был бы способен организовать в Будапеште широкомасштабную операцию спасения. Валленбергу предложили взять это на себя, и он согласился.
Еще до его прибытия представительство Швеции занималось этими вопросами, опираясь на содействие Вальдемара Лангле, представителя шведского Красного Креста. Лангле от имени Красного Креста арендовал здания, на которых затем появлялись вывески вроде «Шведская библиотека» или «Шведский научно-исследовательский институт». Эти дома служили укрытиями для евреев.
Первое, что сделал Валленберг, было введение охранных шведских паспортов особого образца. Зная о слабости немецкой и венгерской бюрократии к броской символике, он распорядился напечатать яркие сине-желтые паспорта со шведским гербом посередине и снабдил их множеством подписей и печатей. Валленберг сумел убедить венгерское Министерство иностранных дел позволить ему выдать 4500 охранных паспортов. В действительности же он сумел превысить эту квоту втрое. К концу войны, когда положение стало совершенно отчаянным, Валленберг начал выдавать охранные паспорта в упрощенном варианте лишь за своей подписью. Но в воцарившемся хаосе помогало даже это.
Ради достижения цели Валленберг прибегал ко всему, что могло принести успех: от взяток до угроз и шантажа. Его сотрудники по дипломатической миссии поначалу скептически отнеслись к этим нетрадиционным методам. Однако, убедившись в том, что усилия Валленберга приносят плоды, они вскоре начали оказывать ему заметную поддержку. Его отдел стал разрастаться, и в период наибольшей активности в работе отдела участвовало несколько сот человек.
20 ноября 1944 г. начался первый из организованных Адольфом Эйхманом маршей смерти. Евреев тысячами гнали из Венгрии пешими колоннами в беспрецедентных по своей жестокости условиях. Валленберг вновь пришел на помощь, раздавая паспорта, еду и лекарства. А в январе 1945 г. Будапешт заняла Красная армия, и 17 января Валленберг был арестован советскими военными властями.
Тайна участи Валленберга остается нераскрытой. В том, что случилось с ним после ареста, по-прежнему нет ясности.
Факт его исчезновения окончательно подтвердился в апреле 1945 г. По сведениям, поступавшим от советских властей, следовало думать, что Валленберга в Советском Союзе нет.
В начале 1950-х годов от возвращавшихся военнопленных начали поступать сведения о том, что его видели в московских тюрьмах. На основании этих свидетельств Швеция направила советскому правительству новые запросы, и в 1957 г. от него был получен другой ответ. В нем сообщалось, что обнаружен рукописный документ, датированный 17 июля 1947 г., в котором говорилось, что «заключенный Валенберг [sic!] … скончался у себя в камере прошедшей ночью».
В Швеции это известие встретили с недоверием, однако советская сторона упорно придерживалась этой версии более тридцати лет. И лишь в 1989 году настойчивые требования со стороны шведского правительства и семьи Рауля Валленберга о внесении ясности в это дело дали результат. Членов семьи пригласили на встречу в Москву, в ходе которой им передали паспорт Рауля Валленберга, его записную книжку и другие принадлежавшие ему вещи, якобы обнаруженные при ремонте архивных помещений КГБ.
А спустя еще два года правительства Швеции и СССР пришли к соглашению о создании совместной рабочей группы для выяснения судьбы Рауля Валленберга. Ее отчет, опубликованный в январе 2001 г., все же не внес окончательной ясности. Рабочая группа констатирует, что на многие важные вопросы по-прежнему нет ответов, и поэтому дело Валленберга нельзя считать закрытым.
В октябре 2001 г. правительство Швеции образовало государственную комиссию, известную как комиссия Элиассона, для расследования действий руководства шведского внешнеполитического ведомства по делу Рауля Валленберга. В 2003 г. комиссия представила отчет, в котором предпринятые Швецией политические шаги получили совокупную оценку под названием «Дипломатическая неудача».
Как же получилось, что одному человеку удалось спасти столько жизней? Ответ: Рауль Валленберг оказался нужным человеком в нужное время в нужном месте.
Рауль Валленберг не был героической фигурой в прямом смысле этого слова, но он был мужественным человеком, а также умелым переговорщиком и организатором. Именно так характеризует Валленберга Пер Ангер (1913—2002), дипломат, бывший в годы войны секретарем Шведской дипломатической миссии в Будапеште. К тому же Валленберг обладал некоторыми уникальными навыками в силу своего происхождения и воспитания.
Валленберг принадлежал к одной из известных семей Швеции, из которой вышло несколько поколений банкиров, дипломатов и государственных деятелей. Отец Рауля Валленберга приходился двоюродным братом Маркусу и Якобу Валленбергам, двум крупнейшим финансистам и промышленникам Швеции в XX столетии. Раулю была уготована карьера банкира, но его больше привлекали архитектура и торговое дело.
В 1931 г. он отправляется в США изучать архитектуру в университете Мичигана. Здесь же Валленберг занимается языками — английским, немецким и французским.
Возвратившись в 1935 г. в Швецию, Валленберг обнаруживает, что его диплом архитектора не находит здесь применения. Поэтому с 1935 на 1936 год он работает в отделении Голландского банка в городе Хайфа в Израиле. Здесь он впервые встречает евреев, бежавших из гитлеровской Германии. Истории жизни этих евреев оставляют глубокий след в душе Рауля Валленберга.
По возвращении в Стокгольм Валленберг поступил на службу в Центрально-европейскую торговую компанию, владельцем которой являлся венгерский еврей Коломан Лауэр. Венгр занимался импортом-экспортом, вел дела в Стокгольме и центральной Европе. Обладая знанием языков и имея возможность беспрепятственно перемещаться по Европе, Рауль Валленберг оказался идеальным партнером для Лауэра. А вскоре стал и одним из главных акционеров и международным управляющим компании. Совершая поездки в оккупированную нацистами Францию и в Германию, он вскоре понял, как функционирует немецкая бюрократия. Этот опыт сослужил ему в дальнейшем хорошую службу.
Валленберг обладал также недюжинными актерскими способностями, которые немало помогали ему, когда приходилось иметь дело с нацистами. Он мог казаться невозмутимым, смешным, сердечным, но мог предстать агрессивным и устрашающим. Он мог действовать лестью и подкупом в один момент, грубым окриком и угрозами — в другой. Валленберг производил сильное впечатление на нацистов, и они, как правило, уступали его требованиям. Было и еще одно важное обстоятельство — статус шведского дипломата, который немцы не решались нарушать.
Последний раз, когда Пер Ангер встречал Валленберга 10 января 1945 г., он пытался уговорить шведского дипломата позаботиться о своей безопасности. Валленберг ответил: «У меня нет выбора. Я принял это назначение и ни за что не мог бы вернуться в Стокгольм с сознанием того, что не сделал все, что было в человеческих силах, чтобы спасти как можно больше евреев».
Валленберг спас бесчисленное количество жизней за время своего пребывания в Будапеште. Здесь два воспоминания о нем:
Йони Мозер:
«Я был у Валленберга посыльным. Так как я говорил и по-немецки, и по-венгерски, мне удавалось проходить через кордоны, и потому я хорошо подходил для выполнения этой задачи». Мозер вспоминает день, когда Валленберг узнал о том, что 800 евреев с лагерных работ гонят маршем в Маутхаузен. Вместе они помчались на автомобиле к колонне заключенных. Валленберг попросил всех, у кого были шведские паспорта, поднять руки. «По его распоряжению я бросился по рядам, призывая людей поднимать руки, включая и тех, у кого никаких паспортов не было. Затем он заявил, что берет всех, поднявших руки, под свою опеку. От него исходила такая сила, что никто из венгерской охраны ему не воспрепятствовал. Манера Валленберга держаться обладала непререкаемой убедительной мощью — это было просто невероятно».
Тибор и Агнес Вандор:
Тибор и его жена Агнес были сотрудниками Валленберга. Агнес ожидала ребенка, который вот-вот должен быть родиться. Однако евреев не допускали ни в одну больницу, а все «шведские дома» были переполнены. Валленберг нашел врача и привез Вандоров к себе на квартиру на улице Остром. Здесь он отдал молодой Агнес свою кровать, а сам улегся на ночь в коридоре. Рано утром врач объявил о появлении на свет Ивонны Марии Евы. Вандоры попросили Валленберга стать крестным отцом девочки, и он великодушно согласился.
Другие свидетельства о Рауле Валленберге читайте на сайте www.raoulwallenberg.org
Текст взят с сайта www.sweden.se
- Cто лет со дня рождения Рауля Валленберга
и для чего гебистам понадобилось его убивать?!