Categories:

Сергей Лазо. ЯПОНИЯ И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК (5)

Митинг в день освобождения Владивостока от колчаковцев, 31 января 1920 г. ГАПК, фотофонд, 01811
Митинг в день освобождения Владивостока от колчаковцев, 31 января 1920 г. ГАПК, фотофонд, 01811

РЕЧЬ ЛАЗО НА ОТКРЫТИИ ВЛАДИВОСТОКСКОГО СОВЕТА
3 апреля 1920 года

Товарищи делегаты Владивостокского Совета! Приветствую вас как представитель революционного Военного совета.

Товарищи! После кровавой борьбы мы снова собрались здесь во Владивостоке, в этом окне Советской России на берегах Великого океана, в этом центре интервенции на Дальнем Востоке. Собрался Совет, и этот факт громче многих слов говорит нам о мощи Советской России, о силе международной пролетарской революции.

И не слова приветствия, а какие-то другие слова, слова борьбы, слова, разрешающие тяжелое положение, которое создалось у нас, нужно сказать на этом заседании.

Вне нас — штыки иностранных интервентов, а внутри, благодаря этому, мы не можем проводить полностью советскую власть. И то, что нас объединяет, то, что дает выход нашим силам, разрешает это запутанное положение,—это борьба.

Все силы, все средства отдадим борьбе. Пусть мы, отказываемся от проведения полностью и советской власти и советской политики, но зато готовы к борьбе...

Борьба требует от нас строгой, суровой дисциплины, требует сплочения всех сил вокруг наших революционных организаций.

Товарищи, думаю, что выражу то, что чувствуют и думают наши революционные войска, если скажу, что они сплотились вокруг центральных революционных организаций, готовые выступить по их первому призыву.

Ни одна воинская часть не предпримет самостоятельного выступления.

Каждый солдат, каждый матрос до тех пор не уйдет со службы, не оставит своего оружия, пока иностранная интервенция не будет прекращена и мы не воссоединимся с Советской Россией.

Наши войска не хотят войны, слишком много пролито крови, слишком много несчастий сулит новая борьба всему населению. И на войну мы первые не пойдем. Но если нас вызовут, если на нас нападут, то мы ответим борьбой.

Наша молодая Красная Армия сильна не своим числом, а тем, что за ней стоят неисчислимые ряды угнетенных народов, эксплуатируемых классов всех стран, которые ведут повсюду ожесточенную борьбу за те же цели — за создание лучшего, справедливого, советского строя.

На этом заседании нужно сказать несколько слов о наших отношениях с японцами.

То, что делают японцы, создает тревожное положение. Ими занят в городе ряд важных пунктов, вывешен флаг на Тигровой горе, и все это без какого-либо повода с нашей стороны. И это в то время, когда в официальных отношениях произошло заметное улучшение.

Я должен вам сообщить, что японцы предложили нам образовать русско-японскую военную комиссию.

Эта комиссия заседала сегодня, и это первое заседание показало, что японцы хотят оформить создавшееся положение и прийти с нами к определенному соглашению по ряду вопросов. Так что наши официальные дипломатические отношения сейчас можно назвать хорошими. Общее же положение продолжает оставаться неопределенным и напряженным.

Товарищи! Сегодняшнее заседание Совета нужно сравнить с его первым заседанием в марте 1917 года. Какая разница!

Тогда революционная армия и пролетариат праздновали свержение царизма и только едва намечали пути, по которым пойдет революция. Но еще более должны мы сравнить сегодняшний день с последними днями Владивостокского Совета в июне 1918 года.

Эти полтора года борьбы свели на нет реакцию, и мы подошли вплотную к борьбе с иностранным империализмом—против нас стоит японская армия.

Мы на это смотрим открыто и открыто говорим, что не революционная Россия нападает на Японию.

Пусть мы здесь слабы, пусть нас может раздавить один удар японского империализма, пусть этот удар разобьет Совет. Но он не сможет предотвратить неумолимого хода истории.

И в глаза угрожающему нам японскому империализму мы смотрим открыто; мы смотрим, как победители — да, как победители. Когда два года тому назад наши товарищи заключили с немцами унизительный мир, тогда они писали, что на этих переговорах чувствовали себя, как победители. И наши товарищи были правы. И те события, которые разыгрались и разыгрываются в Германии, подтвердили их слова.

Пусть японский империализм разобьет нас здесь, но тем самым он подпишет себе приговор.

Мы не знаем, что сулит нам завтрашний день, но мы должны вести свою революционную работу, должны оставаться на своем посту.

Константин Александрович Суханов (1894–1918)
Константин Александрович Суханов (1894–1918)

На сегодняшнем заседании мы должны вспомнить первого председателя Владивостокского Совета— погибшего товарища Суханова.

Многие здесь знают его твердую волю и светлый ум, знают, что он был вождем владивостокского пролетариата. И, вспоминая его преждевременную гибель, мы не будем прославлять его как героя и жалеть о преждевременной утрате.

Нет, этого вождям пролетариата не надо. Он исполнил свой долг и стоял на своем посту до конца...

Еще новые и новые жертвы будут вырваны из рядов борющегося пролетариата, но это не задержит его победоносного шествия. Эти жертвы неизгладимыми письменами запишут в историю этой борьбы.

Там, за Байкалом, ценой нечеловеческих усилий Советы, разрушив старое, победили наконец. Они могут перейти к мирной созидательной работе. 

Мы же здесь победы не одержали... Мы должны помнить, что Советы не только созидатели нового, но они и могильщики старого умирающего строя. И эта работа могильщиков здесь не закончилась.

Пусть внутренняя реакция обессилена и распылена, но внешняя реакция имеет возможность осуществлять свою политику...

В борьбе за восстановление Советов во Владивостоке и во всем крае пролито много крови, и еще будет пролита кровь, но рано или поздно советская власть восторжествует здесь.

Волна за волной бьет революционная стихия и подтачивает твердыню капитала. Много башен, много стен рухнуло, а другие уже подточены.

Будем смотреть жизни открыто в глаза; нам нечего терять, кроме цепей, и как ни черны те тучи, которые нависли над нами, не им принадлежит победа, а нам.

(«Красное знамя» № 60, от 27 апреля 1920 года)

Сергей Лазо. ДНЕВНИКИ И ПИСЬМА
Подготовили к печати Ольга Андреевна и Ада Сергеевна Лазо
ПРИМОРСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
ВЛАДИВОСТОК, 1989. Стр. 175 – 178


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded