dem_2011

Category:

Сергей Лазо. Память в Молдавии

Музей-усадьба Сергея Лазо
Музей-усадьба Сергея Лазо

Бессарабское село Пятра, где родился Сергей Лазо, после присоединения края к СССР было переименовано в Лазо, а после обретения Молдавией независимости в 1991 году вновь переименовано в Пятра. 

Село Пятра было засвидетельствовано документально в 1530 году. Оно расположено на левом берегу Рэута, у брода под названием Вадул Петрей.

В XIX веке село разделилось на Пятра де Сус и Пятра де Жос. Село Пятра  де Сус принадлежало помещику Ивану Иванову, а Пятра де Жос — Матильде  Лазо. Последними помещиками этой династии были Георгий и Елена Лазо —  родители Сергея. В 1906 году Елена Степановна после смерти супруга решила переменить обстановку, где все постоянно напоминало о больном муже, о его трагической смерти. В эти дни семью Лазо навестил сосед-помещик Фокшеняну. Он помог  разрешить все сомнения. Пятра ему нравилась давно. Он предложил Елене Степановне сходную цену, она согласилась продать имение и, собрав  движимое имущество, переехала с детьми в вотчину своей матери — село Езарены, неподалеку от города Бельцы.

Улицы Лазо в нескольких молдавских городах, кроме Кишинева, и Лазовский район бывшей Молдавской ССР после распада СССР были также переименованы.

С 1944 по 1991 год молдавский город Сынжерей назывался Лазовск.

В Кишинёве установлен памятник Сергею Лазо на пересечении улиц Дечебал и Сармизеджетуса.

Монумент Лазо на Ботанике уцелел благодаря оперному певцу, народному артисту СССР Михаилу Мунтяну

– Да, в 90-х памятник Лазо хотели снести. Но я попросил мэрию не делать этого, ведь я долгое время исполнял роль Сергея Лазо в одноимённой опере. К этому аргументу столичные власти отнеслись благосклонно, – отметил господин Мунтян в беседе с корреспондентом «АиФ в Молдове». 

Оперой «Сергей Лазо» Давида Гершфельда открывали в 1980 году новое здание Театра оперы и балета в Кишинёве. Главную мужскую партию композитор писал конкретно под Михаила Мунтяна. 

– Так я и стал единственным исполнителем этой роли в опере. Причём актерских составов было три, и мне приходилось репетировать со всеми, но, в первую очередь, с тремя партнёршами, исполнявшими партию Ольги. Одной из Ольг была Мария Биешу. Так вот, когда Мария Лукьяновна должна была петь, на афишах писали: «Опера «Сергей Лазо», в главной роли – Мария Биешу», – с улыбкой вспоминает М. Мунтян. 

Постановка долгое время была в репертуаре театра, и постоянная троекратная нагрузка на Михаила Ивановича в какой-то момент дала о себе знать – начались проблемы со связками. 

– Отоларинголог порекомендовал мне на определённое время взять паузу и не петь, – продолжал оперный певец. – Но как раз в этот период приехали важные чиновники из Москвы, в программе визита которых значился вечер в нашем театре. Должны были давать одну из классических опер нашего репертуара, а в главной роли гости хотели видеть меня, и вариант с заменой даже не рассматривался. Пришлось согласиться, несмотря на проблемы со связками, что было крайне рискованно. В перерывах между выходами на сцену отоларинголог, находясь за кулисами, давал мне специальные капли. В итоге спектакль удался, проблем с голосом не возникло. Видимо, и в этом целительная сила классики.

– Мы знаем, что Сергей Лазо происходит из старинного дворянского рода. Многие вехи его, увы, недолгой биографии давно изучены и известны. Сегодня появляются новые версии и трактовки его дел и мотивов. Многие из этих заявлений продиктованы чьим-то желанием посмотреть на эпоху русской революции и Гражданской войны с крайне предвзятым отношением. Для меня же Сергей Лазо останется смелым, целеустремлённым и глубоко порядочным человеком, истинным сыном нашей родной молдавской земли. 

В советские годы в Кишинёве функционировал музей Котовского и Лазо, ликвидированный в 1990-е годы.

Имя носил Кишинёвский политехнический институт.

Николай Паскару, президент национального движения «Воевод»: К большому сожалению, многие исторические факты искажены, в том числе о Молдове и её уроженцах, оставивших свой след в событиях регионального и мирового масштаба. События русской революции можно оценивать по-разному, но нельзя перечеркнуть имена наших соотечественников, деяниями своими писавших историю. Я говорю не только о Сергее Лазо, но и о Григории Котовском, Ионе Якире, Михаиле Фрунзе и других. Это были люди высокого духа, верные своим идеалам. Уверен, что нынешняя молодёжь должна знать об этих сынах своей земли, чтобы правильно оценивать события и строить матрицу будущего.

Источник


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded