dem_2011

Categories:

Новый вагнеровский фестиваль в Европе: под натиском эпидемии и стихии

Андрей ЗОЛОТОВ-МЛ., Вена 

17.08.2020

Небольшой амфитеатр в чешском городке Микулов на границе с  Австрией стал одной из арен борьбы европейской культуры за выживание в  условиях коронакризиса — с 2 по 19 августа там проходит первый  Вайнфиртельский фестиваль, посвященный Вагнеру.

Фестивалю, названному Weinviertler Festspiele по имени граничащей с  Чехией и Словакией северо-восточной области Нижней Австрии и заявившему  ни много ни мало постановку двух опер Рихарда Вагнера под открытым  небом, пришлось вступить в борьбу с погодой и с каждодневно меняющимися  обстоятельствами коронакризиса.   

Международно известный австрийский вагнеровский тенор Петер Свенссон,  чья семья происходит из этих мест, задумал провести небольшой  вагнеровский фестиваль в каменоломнях у романтического замка  Фалькенштайн в Вайнфиртеле еще до атаки коронавируса. В интервью  «Культуре» он напомнил, что есть Байройт, где оперы Вагнера идут в  полноценных постановках на сцене еще самим композитором построенного  «фестивального дома». Есть Будапешт, где последние годы успешно проходит  вагнеровский фестиваль, состоящий из «полупостановок» его опер  (концертное исполнение с игрой артистов, минимумом реквизита и отменными  видеопроекциями). А вот опенэйра вагнеровского в мире до этого момента  не было.     

В этом году и Байройтский фестиваль, и «Дни Вагнера в Будапеште»  оказались из-за коронавируса отменены. А вот новый фестиваль Свенссона —  состоялся. Правда, не совсем так, как задумывался. Когда стали ясны  реалии «коронавирусной рассадки», каменоломни Фалькенштайна оказались  слишком малы, чтобы рассадить публику с дистанцией. «Необходимо было  переделать весь план и перевести фестиваль на место, где можно было  соблюдать дистанцию. Такое место нашлось в Микулове, в пяти километрах  от австрийско-чешской границы. И тогда у меня возникла идея превратить  этот фестиваль в центре Европы в связующее звено поверх границ», —  говорит Свенссон. 

Играть должен был оркестр Национального театра в Брно (Чехия). Но за  две недели до премьер «Летучего голландца» и «Тристана и Изольды» теперь  уже в Микулове брненский театр решил открыться и вызвал оркестр на  работу. Срочно нашли два других оркестра: из венгерского города Дьёр и  далеко не самый известный венский оркестр «Амбассад» (другие сейчас  заняты, да и дороги), которые срочно учили и репетировали вагнеровские  оперы. Даты спектаклей частично переставили, сократив заодно их число с  четырех до двух представлений каждой оперы. Так фестиваль стал  представлять собой объединение уже трех стран, некогда входивших в  империю Габсбургов — Австрию, Чехию и Венгрию. А с учетом участия  артистов из Германии, Болгарии и других стран, может претендовать на  статус европейского.   

За час до премьеры «Летучего голландца» в пятницу на Микулов  (обозначаемый на австрийских картах также и немецким именем Никольсбург)  обрушился страшный ливень с грозой. Но организаторы решили не отменять  премьеру. Спектакль начался с 40-минутным опозданием, чтобы хоть немного  просохли сцена и деревянные скамьи для публики, и — прошел на подъеме.  Филармонический оркестр Дьёра под управлением дирижера Левенте Тёрёк  прекрасно показал свои недюжинные возможности, а неровный состав певцов  все же сумел создать целостное впечатление от ранней оперы Вагнера,  прежде всего благодаря всемирно известному басу Томашу Конечному,  превосходно спевшему и сыгравшему партию Голландца. А то, что вместо  хора голландских матросов (он же «хор духов»), до Микулова из-за  затопленной дороги в этот день не доехавшего, их реплики пропел со  своего места дирижер, добавило элемент абсурда и ощущение уникальности  происходящего, в котором музыка и музыканты преодолевают навалившуюся на  них стихию.   

В субботу, когда в Амфитеатре под Турольдом (так официально называется  эта площадка в Микулове) должна была зазвучать трагедия любви Тристана и  Изольды, дождь оказался еще коварнее. Он дал спектаклю начаться, а  потом раз за разом начинал моросить, и не защищенные навесом музыканты  венского оркестра «Амбассад» вынуждены были прерывать спектакль и  уносить свои инструменты, прежде всего уязвимые для влаги струнные, в  укрытие. В итоге, начавшись в 19.00, спектакль с четырьмя перерывами на  непогоду закончился в 0.45. Тоже акт преодоления, но с ощутимыми  потерями. Если мужской состав звучал уверенно (интендант фестиваля Петер  Свенссон — Тристан, замечательный бас Гюнтер Гройссбёк — Король Марке,  Томас Йоханнес Майер – Курвенал), то пение весьма именитой сопрано  Мартины Серафин в партии Изольды оставляло желать много лучшего.   
 Впрочем, сложно критиковать Вайнфиртельский фестиваль по гамбургскому  или, вернее, докоронавирусному счету. Отмененными в этом году оказались  не только Байройт и «Дни Вагнера в Будапеште», но и, если говорить об  опенэйрах, такие известные в Австрии фестивали, как Санкт-Маргаретен и  Мёрбиш. Правда, другой важный австрийский музыкальный фестиваль под  открытым небом — в Графенегге — открылся в конце июля и ведет  внушительную программу концертов с сокращенным числом публики. Здесь  выступают и пианист Рудольф Бухбиндер, и звездный тенор Йонас Кауфман, и  Венский филармонический оркестр с дирижером Густаво Дудамелем, и  Венский симфонический оркестр с Филиппом Йорданом, ожидается концерт  Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова. Но в Графенегге — только концерты, без  опер.   

А тем временем родоначальник фестивального движения Зальцбург празднует  в этом году свой столетний юбилей с радикально сокращенной программой и  уменьшенным числом слушателей в залах. Артисты живут за городом — их  привозят в Зальцбург только на репетиции и выступления, плюс каждые пять  дней их тестируют на коронавирус. И дистанционная рассадка слушателей в  залах создает совсем не ту атмосферу, к которой привыкли завсегдатаи  фестиваля.   

Проблема еще и в том, что билеты даже на ограниченное короновирусом  число мест продаются плохо. Так, публика из России или США не может  сейчас прилететь на европейские музыкальные фестивали, а многие местные  любители музыки, среди которых большинство людей старшего поколения,  пока еще опасаются за свое здоровье. В итоге и на музыкальные пиры в  Зальцбурге, и на дерзостные начинания в Микулове проданы далеко не все  билеты.   

Хотелось бы думать, что эти проблемы временные. Но сложно предположить,  каков будет долгосрочный эффект нынешнего кризиса для культуры: когда,  как и в каком количестве публика сможет и захочет вернуться в залы, как  поведут себя спонсоры, на что будут жить и ради чего работать артисты в  ситуации, когда их контракты отменены, графики поломаны, а многие,  особенно молодые, просто остались без работы?    

Борьба за будущее искусства происходит сегодня и на других аренах и  этажах культурной политики — в коридорах власти и денег, в области идей и  интересов, в СМИ и соцсетях. И это на фоне того, что в условиях  пандемии на первый план вышли ценности выживания, а такие тонкие  материи, как искусство и культура, выпали из приоритетов даже в Австрии,  которая с гордостью называет себя «нацией культуры», а свою столицу  именует «музыкальной столицей Европы».   

Инициатор Вайнфиртельского фестиваля Свенссон не скрывает, что одна из  целей его инициативы сегодня — коллегиальная помощь артистам, в том  числе и лишенным перспектив работы и доходов. «Мы, музыканты, творческие  люди, нуждаемся сейчас в душевной и моральной поддержке публики. Если  певец знает, когда и где ему предстоит следующий раз выступать, то он  знает, в чем его профессия и чем он на самом деле занимается. Сейчас мы  находимся в ситуации, когда важно сказать, что да, есть свет в конце  туннеля», — сказал певец-импресарио в интервью «Культуре».   

Государственного финансирования в условиях коронакризиса ему удалось  получить очень мало («они сейчас другим заняты»), но с помощью частных  спонсоров, герр Свенссон смог собрать скромный бюджет около 500 тысяч  евро, позволяющий выбирать «экономные, но не дешевые» варианты. Сегодня  это финансирование главным образом из Австрии. В дальнейшем, надеется  Свенссон, трансграничный характер фестиваля в центре Европы позволит ему  привлечь финансирование Евросоюза. Но главное, что уже сегодня,  реагируя на быстро меняющиеся обстоятельства, от смены оркестра до  появления дождевых туч, его команда предприняла эту — одну из многих  сегодня в мире — отчаянную попытку побороться за новое место искусства в  посткоронавирусной жизни.   

Фото: Gesine Görlich-Fletzberger/Weinviertler Festspiele

Источник


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded