dem_2011

Categories:

«Ромео и Джульетта» (1940)

Подготовила Юлия Яковлева

«Ромео и Джульетта», постановка 2013 года. Хореография Леонида Лавровского, музыка Сергея Прокофьева

К 1940 году советский балет, сосредоточенный в бывшем  Мариинском (тогда уже Кировском) театре в Ленинграде и в Большом  в Москве, полностью утратил связь с балетом европейским. Это были две  цивилизации, которые развивались изолированно и параллельно друг другу.  К тому времени в СССР давно разогнали авангардистов, заклеймили  формалистов и узаконили социалистический реализм как единственно верный  и официальный художественный метод. Но пышному цвету довоенного  советского балета это не помешало.

Ленинград был балетной столицей СССР, а флагманом советского балета —  ленинградский театр с лучшими танцовщиками, лучшими хореографами,  лучшими педагогами и лучшими идеями. Премьера «Ромео и Джульетты» стала  последним его взлетом перед войной. Авторы умудрились сочинить  произведение в полном согласии с требованиями соцреализма,  но и с удивительной для СССР творческой свободой.

Жанр балета-драмы (желательно по какой-нибудь великой  книге) изобрели в Ленинграде еще в начале 1930-х, а к 1940 году отточили  мастерство до совершенства. В «Ромео и Джульетте» одинаковое значение  имели работа режиссера, хореографа, художника по костюмам  и декорациям и драматическая игра танцовщиков-актеров с Галиной Улановой  в роли Джульетты. По сути, это был немой фильм — недаром потом он так  легко и эффектно лег на кинопленку.

Но главным для ленинградской публики была несоветскость «Ромео  и Джульетты». Балет открыто апеллировал к образованности публики,  ее знакомству с мировым искусством: скажем, роспись в комнате Джульетты  напоминала «Весну» Боттичелли — да и сама Джульетта Улановой была  похожа на боттичеллиевскую героиню. В эпоху коммунальных квартир,  уродливого советского быта, персонажей Зощенко, выдвигавшихся  по партийной линии, парализующего страха перед доносами и арестами этот  балет, сегодня так напоминающий фильмы Питера Гринуэя, был оазисом  свободы духа и культуры и позволял советским зрителям сбежать  в параллельную реальность. Хотя бы на три с лишним часа, которые длился  спектакль.

Источник

«Ромео и Джульетта», фильм-балет по трагедии В. Шекспира 1954 года. Хореография Леонида Лавровского, музыка Сергея Прокофьева


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded