Женщины в жизни Ивана Франко
Писатель всегда особую роль отводил женщине в своей жизни, поэтому откровенно заявлял: "Значительное влияние на мою жизнь, а значит, и на мою литературу имели мои отношения с женщинами". Также Иван Яковлевич говорил, что в его жизнь "трижды являлась любовь", хотя явно лукавил - женщин у него было гораздо больше. Но все же настоящие чувства он испытал только к троим.
Ольга Рошкевич
Первой любовью юного Франко была дочь священника - Ольга Рошкевич - девушка, хорошо образованная, владевшая несколькими иностранными языками, собиравшая фольклор и имевшая собственные печатные работы. Познакомились молодые люди, когда 18-летний Иван пришел в дом своего друга по гимназии, который оказался родным братом Ольги.
Их отношения хорошо воспринимались близкими девушки. Дело чуть было не дошло до официальной помолвки. Родители Ольги надеялись, что Ивана ждет после окончания Львовского университета блестящее будущее. Однако вскоре претендента на руку их дочери неожиданно арестовывают за участие в тайной организации и исключают из университета. Разумеется, что после 7-месячного заключения отец Ольги категорически запрещает дочери всякое общение с юным бунтарем. Но, запрет не остановил дочь, и она продолжала переписываться и встречаться с Иваном тайно.
После второго ареста, отец поставил окончательную точку в отношениях юных влюбленных. И Ольге пришлось выйти замуж за священника Владимира Озаркевича, с оговоркой - фиктивно. Девушка, решила, что таким образом ей удастся, покоряясь воле родителя, получить свободу. Перед свадьбой она писала любимому: "Не думай, что я тебя забыла! Ты никогда из моей головы не уйдешь – все будет тесно связано с тобой, твоей работой, твоими мыслями".
И действительно, первое время супружеской жизни Ольга близко не подпускала к себе своего супруга, спала в отдельной комнате, имела полную свободу действий, встречаясь с Иваном. Но вскоре сам Франко отказался от этих жертвенных отношений, и брак Ольги превратился в настоящий.
А Ольга Рошкевич до конца своих дней не cмогла забыть поэта. Дожив до глубокой старости, незадолго до смерти умоляла свою сестру, чтобы та положила письма Франко ей в гроб, под голову, как самое ценное, что было в ее жизни. А всех тех произведений, которые писатель посвятил своей первой любви, и вовсе было не счесть.
Новые увлечения Франко
Окончательный разрыв с Ольгой, буквально надломил Франко, и он пошел во все тяжкие. Почти одновременно наш герой завязал несколько романов с приглянувшимися ему женщинами, среди которых были поэтесса Юлия Шнайдер (псевдоним – Ульяна Кравченко); учительница, писательница, общественный деятель - Климентина Попович и представительница известного рода Белинских - Ольга.
Однако из всех троих лишь только Ольга серьезно собиралась замуж за Ивана. Если верить слухам, она даже успела сшить свадебное платье. Однако свадьба не состоялась. А причиной разрыва скорее всего стало то, что Франко связался с известной социалисткой Анной Павлик. Но и с Анной у Франко не склеилось - девушка ему отказала, по причине того, что замуж вообще не собиралась.
Юзефа Дзвонковская - прекрасная панночка со смертельной болезнью
Второй настоящей любовью биографы Франко называют Юзефу Дзвонковскую, которую встретил в Станиславе (ныне Ивано-Франковск). Умная, красивая и неприступная полька из благородной семьи тут же пришлась по душе 27-летнему писателю. И он решает: вот она – женщина, которая должна стать его женой. Однако у Юзефы оказалось на этот брак совершенно иное мнение, и она отказывает Франко... Позже он узнал, что жесткий отказ Юзефы был связан вовсе не с ее норовистым характером: девушка в то время уже знала, что тяжело больна, и никого не хотела обрекать на страдания. И действительно, Дзвонковская не дожила даже до тридцати лет, умерев от туберкулеза.
Поэт ей посвятил несколько своих стихотворений и рассказов.
Целина Зигмунтовска, в девичестве - Журовска
Третью свою любовь – польку Целину, Франко встретил на почте, где та была служащей. Писатель безответно влюбился в прекрасную девушку, и буквально стал "ходить за ней по пятам", засыпая анонимными любовными посланиями, которые она читала с большим удовольствием. Но, когда узнала, что их автор - огненно-рыжий навязчивый ухажер, очень расстроилась.
К слову сказать, внешность поэта совсем не соответствовала представлениям польской барышни об идеале мужской красоты! Ярко-рыжий, веснушчатый молодой человек с больными, вечно слезящимися глазами, был совершенно не в ее вкусе. Девушку привлекали сугубо брюнеты. Да и к тому же перспектива связать свою судьбу с бедным молодым революционером, кочующим из тюрьмы в тюрьму, ее абсолютно не привлекала.
Тем не менее, отсутствие привлекательной внешности этот «странный Франко» всегда компенсировал поэтическим даром, глубоким знанием женской психологии и невероятной силой харизмы.
Но, и этот факт не особо повлиял на Целину, она вскоре вышла замуж за полицейского комиссара, родила от него двоих детей, но быстро овдовела.
Как ни странно, Франко и Целина не переставали общаться всю жизнь. Он помогал вдове решать дела, давая деньги и мудрые советы. Впоследствии поселил ее с детьми в своем доме как экономку. А когда умер, уже его сын поддерживал пожилую женщину, когда-то отвергнувшую его отца.
Об удивительных отношениях Ивана и Целины так писал биограф Франко: "Еще третья женщина сыграла большую роль в жизни Франко. Это была почтовая сотрудница, которую увидел поэт на почте и воспылал к ней большой любовью, хотя никогда к ней не приближался. Все указывает на то, что эта любовь была фантазией, воображением Франко. Эта идеальная женщина в представлении Франко не выдала себя в жизни ничем выдающимся, не была ни писательницей, ни общественным деятелем, была совсем обычным, естественным человеком, а все-таки Франко из-за нее страдал очень сильно. Проявлением этой любви стали "Увядшие листья". Были и другие произведения, посвященные странной третьей любви Франко".
Ольга Хоружинская - единственная жена гения
Франко было уже за тридцать, когда оказавшись впервые в Киеве, познакомился с Ольгой - девушкой из хорошей семьи, дочерью титулярного советника. Хоружинская была родом из Харькова, там же окончила институт благородных девиц. Красавица с дипломом учителя владела несколькими иностранными языками и невероятно играла на фортепиано.
Хорошенькая, смешливая, полная энергии и веселого юмора, она показалась молодому интеллигенту из Австро-Венгрии «достойной кандидатурой» для создания семьи. Поэтому, покидая Киев, Франко сказал, что будет писать ей. И между молодыми людьми завязалась длительная переписка, даже о свадьбе они договорились в письмах.
Это известный факт, что писатель не пылал страстью к своей избраннице. Они оба это осознавали. И достоверно неизвестно что же заставило людей из разных миров, не охваченных страстью, связать свои жизни. Хотя отчасти, свой брак Франко воспринимал «символично». Ведь он – представитель Западной Украины – женился на представительнице Восточной Украины. Что это как не воплощение идеи единения всех украинских земель, думал он.
В письме другу он писал: "На нынешней моей женщине я женился без любви, а из доктрины, что надо жениться на украинке (то есть надднепрянке), и тем более образованной курсистке... Но это зря. Суженую и конем не объедешь".
Хоружинская же без памяти влюбилась в Франко, который к тому времени имел ужасную репутацию. Ольга надеялась, что сможет «любить за двоих». А у того видать до тла выгорела душа от неразделенных чувств. Он был искренне покорен интеллигентностью Ольги, ее неординарным умом и образованностью, но не более того. Разумеется, Ольга это чувствовала, но все равно согласилась стать его женой.
Историческое венчание состоялось в мае 1886 года, в Павловской церкви Киева, где сохранилась запись в церковной книге: « 4 мая. Жених – австрийский подданный, литератор, Иван Яковлевич Франко, греко-униатского исповедания, тридцати лет, первым браком; невеста – дочь титулярного советника Федора Васильевича Хоружинского девица Ольга, православного вероисповедания, двадцати двух лет, первым браком». Этот брак стал «всеукраинским соборным браком», который соединил судьбы двух украинцев, живших по разные стороны австрийско-российской границы.
Молодожены после венчания выехали во Львов, который встретил Ольгу Федоровну весьма враждебно. Так навсегда в Галиции она осталась иностранкой, не умевшей вести как надо хозяйство, ухаживать за мужем и детьми. Кроме того, семье приходилось очень туго в материальном плане, так как Франко был первым украинским писателем, который зарабатывал на жизнь исключительно литературным трудом. Вскоре один за другим в семье Франко родилось четверо детей. И нехватка денег стала еще более катастрофической, семью буквально преследовали «злыдни».
Женщина, которая всю жизнь шла рядом, оставаясь в тени гения
Надо отметить, что, Ольга Федоровна, невзирая на некоторую холодность мужа по отношению к ней, активно помогала ему. Она во всем пыталась поддержать мужа – даже когда ее приданное, в виде денег на покупку «семейного гнездышка» во Львове, благоверный потратил на издательское дело. Супруга жертвовала всем, чем могла - терпела нужду, ревновала Ивана к другим женщинам, но искренне радовалась тому, что именно она его половинка.
Это она настояла на том, чтобы писатель окончил университет, а спустя два года в 1893 году защитил диссертацию в Вене. Они так надеялись, что Франко после защиты получит место преподавателя в университете, но не случилось – дало о себе знать время, проведенное в тюрьмах, у Ивана Яковлевича началась тяжелейшая форма полиартрита, которая привела к параличу рук.
С годами на почве постоянных переживаний у Ольги Федоровны все чаще и чаще стали происходить неврозы. Последней каплей, переполнившей чашу, стала трагическая смерть их первенца Андрея в 1913 году. Он был убит случайно брошенным камнем. Нелепая смерть окончательно подкосила здоровье женщины.
После трагедии Ольга Федоровна попадает в психиатрическую клинику с душевным расстройством. Она даже не присутствовала на похоронах мужа в 1916-м, потому как вышла из больницы значительно позже. Умерла несчастная женщина летом 1941 года. Похоронили ее на Лычаковском кладбище Львова, за памятником Каменяру, где каменотес рубит скалу. Все говорят: всю жизнь в тени Франко проходила, так в его тени и похоронена…
Однако в этой истории поражает, больше всего то, что этой самоотверженной женщине, матери своих четверых детей, верной помощнице и соратнице, достойно несшей все тяготы жизни, писатель посвятил всего одно стихотворение. И это при том, что другим посвящал иногда целыми циклами... И все же странная штука - жизнь.
Источник:
https://kulturologia.ru/blogs/160320/45786/