dem_2011

Categories:

Прислоняясь к Кремлю: Никита Михалков – "кумир России" и персона нон-грата на ТВ

Баканов Константин
26 мая 2020 «Собеседник» №18-19-2020  

Никита Михалков // фото: «Собеседник»
Никита Михалков // фото: «Собеседник»

Никита Сергеевич Михалков, чью авторскую программу «Бесогон» уже второй  раз подряд зарубил телеканал «Россия 24», производит впечатление  человека, приближенного к власти, серого кардинала на  культурно-политическом фланге. Но любовь «в десны» была не всегда.

   
10 млн долларов и Кремль на сутки  

Михалковы – отдельная династия, еще Гафт писал знаменитую эпиграмму:  «Россия! Чуешь этот странный зуд?! Три Михалкова по тебе ползут!»

Режиссер давно выступает за конституционную монархию, но пока род  Михалковых скипетр и державу не получил, так что главе семьи приходится  выстраивать отношения с первыми лицами де-юре демократического  государства.  

– Контакты его отца сыграли, конечно, огромную роль, – сказал  «Собеседнику» давний оппонент Михалкова – экс-глава Гильдии киноведов и  кинокритиков России Виктор Матизен. – Тот был в чести при Сталине, при  Брежневе, при Хрущеве – в общем, при всех. Никита Сергеевич, вольно или  невольно, брал пример. После путча понял, что наступает новое время и  полезно быть поблизости от власти.  

Отношения с властью для Михалкова начались именно с ельцинской команды:  он, по выражению Виктора Матизена, «прислонился» к победе над  путчистами. Но и до этого успел побыть советником по культуре  председателя Совмина РСФСР Ивана Силаева – человека команды Ельцина. К  тому времени исход битвы за власть между коммунистами и демократами еще  не был предрешен, но чутье будущего «бесогона» не подвело. Через два с  лишним года Михалков снова оказался в оппозиции, уже к Ельцину, и снова в  осажденном Белом доме. Речь о событиях октября 1993 года, известных как  расстрел парламента. Тогда он приехал к своему другу Александру  Руцкому. А еще через месяц неожиданно признался, что хотел бы  возвращения на трон Михаила Горбачева.

На вопрос, был ли Борис Николаевич ему чужим, Никита Сергеевич однажды заметил мне в интервью:

– Скорее я был Ельцину  чужой. Мы в разных весовых категориях были, чтобы его можно было назвать  «чужим». Я видел его всего три раза в жизни. Чужим был я, это было  подогрето его окружением, меня называли руцкистом и так далее. Я не  отказался от Руцкого тогда, когда от него отреклись все.

Одна из встреч  Михалкова и Ельцина уже после тех событий была посвящена работе над  фильмом «Сибирский цирюльник». Тогда, в середине 90-х, компьютерного  монтажа не было, а режиссеру нужно было снять Кремль с дореволюционными  двуглавыми орлами на башнях. Поговаривают, что Никита Сергеевич просил у  Ельцина на один или несколько съемочных дней снять звезды, установить  орлов, а потом, под шумок, так и оставить. Президент добро на столь  радикальные декорации с главным символом страны не дал.  Режиссеру-монархисту разрешили на один день лишь погасить лампы,  вмонтированные в звезды, на двух башнях. Даже это разрешение было  беспрецедентным: ранее кремлевские звезды гасили только в Великую  Отечественную войну для маскировки во время налетов фашистской авиации  на Москву.

– Транш на «Сибирского  цирюльника» был дан Михалкову с ведома Черномырдина, который ему  отпустил порядка 10 миллионов долларов. Подарок немалый, – рассуждает  Виктор Матизен.

Михалкову удалось  вернуться в обойму. Однако итогом тернистых отношений с Ельциным стал  крепкий наезд режиссера на «Ельцин-центр» в Екатеринбурге уже после  смерти первого президента России. Победу этой площадки в конкурсе  «Лучший европейский музей» Михалков сравнил с наградой Третьего рейха.  Ельцина, а вместе с ним и Горбачева теперь он считает преступниками.

– У него всегда  претензия такая: на царя выйти. Так не будет. Что касается политики, у  него большие претензии и амбиции, и это вредит, – сказал Горбачев в  ответ на эти высказывания, посоветовав режиссеру не заниматься  политикой.

«Путин мне интересен» 

– Я никогда ничего не просил лично для себя, – признавался мне Михалков.  – Разве я снял хоть один фильм для власти? Я дружил с Брежневым? Нет. Я  дружил с Черненко? Нет. С Ельциным? Тоже нет. Я подружился с человеком,  который мне показался умным, бесстрашным, быстро умеющим учиться,  причем намного раньше, чем он стал президентом. Это был Путин. И что в  этом предосудительного? Он мне интересен.

От прихода Владимира  Путина к власти режиссер поймал вдохновение уже в первый год его  правления. В 2000-м Владимир Владимирович решил вернуть России мелодию  советского гимна. Новый текст написал 88-летний Сергей Михалков, соавтор  прежних двух гимнов, восхвалявший то Сталина, то абстрактный коммунизм.  На первую официальную запись нового-старого гимна он приехал с сыном  Никитой, который выполнял обязанности одновременно и дирижера, и  хормейстера, и звукорежиссера, подбирая акценты и тональности. Этот  эпизод запечатлен в фильме Виталия Манского «Свидетели Путина» о  переходе власти от Ельцина к нынешнему президенту. Но вспоминать Никиту  Сергеевича документалист отказался: «Ничего хорошего про эту персону  сказать не могу, поэтому лучше промолчу».

В первые годы правления  Путин не раз бывал в гостях у Михалковых. Вместе с Владимиром  Владимировичем туда на день рождения приезжали съемочные группы  центральных телеканалов, запечатлевшие, как глава государства произносит  тосты в честь именинника: «Я присоединяюсь к тем миллионам людей,  которые любят Никиту Сергеевича, его творчество и его самого. Он – один  из наших кумиров».  

– Решил прислониться к очередному, к Путину, – комментирует Матизен. –  Там могло и не быть каких-то прямых договоренностей о том, что власть  будет ему помогать. Но это как расписка кардинала Ришелье: «то, что  сделал предъявитель сего, сделано по моему приказанию и для блага  государства». Таким образом он получил незримую и негласную  индульгенцию. И этим ресурсом, несомненно, воспользовался, потому что  заполучить в свое распоряжение, например, агентство, которое собирает  деньги с «болванок», каждому бы не дали. Там гигантские деньги  крутились.  

При Путине Михалков сильно укрепил свой статус и влияние в  киносообществе. В дополнение к президентству на Московском кинофестивале  была учреждена кинопремия «Золотой орел» в пику уже существовавшей, но  неподконтрольной ему «Нике». А в 2009-м он триумфально вернулся в кресло  председателя Союза кинематографистов России после того, как в 2008-м  его сместил предыдущий съезд. Спор кинодеятелей тогда вышел на уровень  Минюста, и ведомство, по сути, приняло решение в пользу режиссера.  

В это же время структуры, аффилированные с Никитой Михалковым, начинают  активно работать в сфере сборов авторских вознаграждений. В 2011-м они  скупают акции газеты «Культура» (по словам экс-главного редактора Юрия  Белявского), и издание становится идеологическим рупором режиссера.  Главным редактором Н.С. назначил Елену Ямпольскую, позже прошедшую в  Госдуму по списку «Единой России» и в итоге сменившую в кресле  председателя комитета по культуре Станислава Говорухина.  

– Точно так же, как пробивался сам Никита Сергеевич к людям, которые  находятся выше него, поступила и Елена Ямпольская, с которой я когда-то  работал в «Новых Известиях», – продолжает рассказ Матизен. – Я тогда был  довольно близок с Михалковым и помню, как она меня просила с ним  познакомить. С моей помощью или нет, она с ним познакомилась, писала  немало статей в его поддержку и теперь его ставленница.  

Ямпольскую сватали на пост министра. Однако и Ольга Любимова, которая  при Мединском возглавила департамент кино, а затем стала руководить  Минкультом, считается человеком Михалкова. Информацию том, что режиссер –  ее крестный папа, так никто и не подтвердил, но Любимовы и Михалковы,  что называется, «дружат кланами». Несколько месяцев назад мне довелось  услышать, как Татьяна Михалкова в кулуарах того самого «Золотого орла»  успокаивала нового министра после скандала с ее дерзкими записями ранней  молодости, всплывшими в интернете: «Ничего, день-два – и это все  пройдет».  

История с Фондом кино, из попечительского совета которого Н.С. громко  вышел, – из числа мнимых его поражений. Режиссер не хотел видеть в  совете экс-пресс-секретаря Дмитрия Медведева Наталью Тимакову, обвинив  ее в «латентной русофобии». Результат – Тимаковой в фонде давно нет, а  гендиректор студии Михалкова «Тритэ» Леонид Верещагин возглавляет  экспертный совет, решающий, каким киностудиям выделять бюджетные деньги.  

Из подобных ситуаций Н.С. любит и умеет выходить не только с гордо  поднятой головой, но и с неплохим уловом. В конце концов, он талантливый  режиссер и знает, что без драмы, без конфликта не получится хорошей  истории. Изгнание «Бесогона» с госТВ вряд ли станет неприятным  исключением в его биографии.

Источник: https://sobesednik.ru/kultura-i-tv/20200525-nikita-mihalkov-prislonyayas-k
© Sobesednik.ru

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded