Category:

Вера Лотар-Шевченко: «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна»

О Вере Лотар-Шевченко

Пианистка Вера Лотар родилась в Турине в 1901 году.  Её родители преподавали в высшей школе, отец – математику, а мама –  язык и литературу. Оба читали лекции в Сорбонне.

Музыкой стала заниматься, как утверждала сама  позднее, «с тех пор, как себя помнила». В семье Лотар музыка и  литература определяли всё. Так же, как и в жизни дочери. Успехи были  ободряющими: уже в двенадцать лет Вера играла с оркестром Артуро  Тосканини. В Париже она училась у Альфреда Корто. И навсегда разделила  привязанность своего педагога к произведениям Шопена и Дебюсси. По  окончании курса стажировалась в Венской музыкальной академии. И уже это  прославленное учебное заведение оставило в её репертуаре Баха, Моцарта,  Бетховена, с которыми она никогда не расставалась. Портрет Бетховена  всегда соседствовал с её домашним роялем.

В Париже она вышла замуж за советского  инженера-акустика Владимира Шевченко. И в 1938 году приехала с ним в  СССР. Встретили её, в полном соответствии с духом этого страшного года,  весьма подозрительно. И только заступничество известной советской  пианистки Марии Вениаминовны Юдиной позволило Вере Лотар-Шевченко  получить соответствующую исполнительскую категорию и начать работу в  Ленинградской государственной филармонии.

Сначала арестовали мужа, а затем и её. Более  тринадцати лет пианистка провела в сталинских лагерях. Не виновная ни в  чём, отбывала назначенный ей срок в Севураллаге. Все эти долгие годы  единственным отдушиной была для неё вырезанная кухонным ножом на нарах  фортепианная клавиатура. В редкие свободные минуты она «играла» на  безмолвном инструменте. Заключённые, наблюдавшие необычные концерты,  были потрясены её преданностью музыке и уверяли, что понимали и слышали  то, что она пыталась извлечь искорёженными тяжёлой физической работой  пальцами из самого необычного музыкального инструмента ХХ века.

После освобождения Вера Лотар-Шевченко работала  концертмейстером в музыкальном театре Нижнего Тагила, где осуществлял  первые постановочные замыслы будущий знаменитый российский кинорежиссёр  Владимир Мотыль. Затем жила в далёком Барнауле. Наконец, в середине  семидесятых годов прошлого века по приглашению основателя Сибирского  отделения АН СССР академика Михаила Лаврентьева переезжает в знаменитый  Академгородок под Новосибирском и становится солисткой Новосибирской  государственной филармонии. Она проживёт в Академгородке шестнадцать  счастливых лет. Начнётся активная гастрольная деятельность. Вера  постоянно играет – в Москве и Ленинграде, Новосибирске, Одессе, Омске,  Свердловске. Работает невероятно много. В концертных программах этого  времени любимые ею имена: Бах, Бетховен, Шопен, Дебюсси. Подлинным  триумфом пианистки стало исполнение всех сонат Бетховена и его Пятого  концерта с оркестром Новосибирской филармонии под управлением дирижёра  Василия Синайского.

Она не раз получала возможность возвратиться во  Францию и всегда отказывалась: «Это было бы предательством памяти  русских женщин, помогавших мне выжить в адских условиях заключения».

Вера Августовна Лотар-Шевченко похоронена на Южном  кладбище Академгородка. На могильной плите высечены её слова: «Жизнь, в  которой есть Бах, благословенна».


Оргкомитет Международного конкурса пианистов памяти ВЕРЫ ЛОТАР-ШЕВЧЕНКО  сообщает, что  из-за ограничений, связанных с пандемией, невозможностью  принять зарубежных музыкантов, VIII конкурс переносится на 2021 год. О  сроках будет сообщено дополнительно.

Источник

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded