Вера Лотар-Шевченко: «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна»
О Вере Лотар-Шевченко
Пианистка Вера Лотар родилась в Турине в 1901 году. Её родители преподавали в высшей школе, отец – математику, а мама – язык и литературу. Оба читали лекции в Сорбонне.
Музыкой стала заниматься, как утверждала сама позднее, «с тех пор, как себя помнила». В семье Лотар музыка и литература определяли всё. Так же, как и в жизни дочери. Успехи были ободряющими: уже в двенадцать лет Вера играла с оркестром Артуро Тосканини. В Париже она училась у Альфреда Корто. И навсегда разделила привязанность своего педагога к произведениям Шопена и Дебюсси. По окончании курса стажировалась в Венской музыкальной академии. И уже это прославленное учебное заведение оставило в её репертуаре Баха, Моцарта, Бетховена, с которыми она никогда не расставалась. Портрет Бетховена всегда соседствовал с её домашним роялем.
В Париже она вышла замуж за советского инженера-акустика Владимира Шевченко. И в 1938 году приехала с ним в СССР. Встретили её, в полном соответствии с духом этого страшного года, весьма подозрительно. И только заступничество известной советской пианистки Марии Вениаминовны Юдиной позволило Вере Лотар-Шевченко получить соответствующую исполнительскую категорию и начать работу в Ленинградской государственной филармонии.
Сначала арестовали мужа, а затем и её. Более тринадцати лет пианистка провела в сталинских лагерях. Не виновная ни в чём, отбывала назначенный ей срок в Севураллаге. Все эти долгие годы единственным отдушиной была для неё вырезанная кухонным ножом на нарах фортепианная клавиатура. В редкие свободные минуты она «играла» на безмолвном инструменте. Заключённые, наблюдавшие необычные концерты, были потрясены её преданностью музыке и уверяли, что понимали и слышали то, что она пыталась извлечь искорёженными тяжёлой физической работой пальцами из самого необычного музыкального инструмента ХХ века.
После освобождения Вера Лотар-Шевченко работала концертмейстером в музыкальном театре Нижнего Тагила, где осуществлял первые постановочные замыслы будущий знаменитый российский кинорежиссёр Владимир Мотыль. Затем жила в далёком Барнауле. Наконец, в середине семидесятых годов прошлого века по приглашению основателя Сибирского отделения АН СССР академика Михаила Лаврентьева переезжает в знаменитый Академгородок под Новосибирском и становится солисткой Новосибирской государственной филармонии. Она проживёт в Академгородке шестнадцать счастливых лет. Начнётся активная гастрольная деятельность. Вера постоянно играет – в Москве и Ленинграде, Новосибирске, Одессе, Омске, Свердловске. Работает невероятно много. В концертных программах этого времени любимые ею имена: Бах, Бетховен, Шопен, Дебюсси. Подлинным триумфом пианистки стало исполнение всех сонат Бетховена и его Пятого концерта с оркестром Новосибирской филармонии под управлением дирижёра Василия Синайского.
Она не раз получала возможность возвратиться во Францию и всегда отказывалась: «Это было бы предательством памяти русских женщин, помогавших мне выжить в адских условиях заключения».
Вера Августовна Лотар-Шевченко похоронена на Южном кладбище Академгородка. На могильной плите высечены её слова: «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна».
Оргкомитет Международного конкурса пианистов памяти ВЕРЫ ЛОТАР-ШЕВЧЕНКО сообщает, что из-за ограничений, связанных с пандемией, невозможностью принять зарубежных музыкантов, VIII конкурс переносится на 2021 год. О сроках будет сообщено дополнительно.