Армянский фильм, открывший Маргариту Терехову
Советские фильмы шестидесятых годов всегда можно отличить от картин других эпох. Какая-то особая атмосфера, необычные ракурсы, новые лица (конечно, новые для того времени) - всё это присуще оттепельным лентам. Некоторое влияние оказали на тогдашний советский кинематограф и европейские коллеги с их «новой волной».
Фильм «Здравствуй, это я!» появился как раз в середине десятилетия, в 1965 году, и, что любопытно, на республиканской киностудии.
Как правило, колоссальной всесоюзной популярности достигали ленты, созданные в Москве и Ленинграде, а эту ленту сняли на «Арменфильме». Режиссёром стал Фрунзе Довлатян. До этого он работал только в паре с другими режиссёрами, а «Здравствуй, это я!» стал его первой самостоятельной работой.
Главные герои истории - два учёных-физика, в части преданности науки готовые посоревноваться с Дмитрием Гусевым из «Девяти дней одного года» (1961), сыгранного Алексеем Баталовым. Один из них пережил настоящую трагедию - в войну погибла его возлюбленная, память о которой он по-прежнему хранит.
Зовут героя Артём Манвелян, и представителям науки того поколения не составило труда опознать в нём Артёма Алиханьяна, выдающегося физика из Армении, факты биографии которого частично позаимствовали авторы картины.
Его роль отдали армянскому актёру, тогда не слишком известному, - Армену Джигарханяну.
Роль коллеги Манвеляна сыграл Ролан Быков, который здесь в чём-то повторил только что сыгранного героя из драмы «Звонят, откройте дверь». Поначалу кажется, что персонаж Быкова - классический учёный-растяпа, но чуть позже выясняется, что это действительно увлечённый человек, погружённый в науку, но не оторванный от реальности, остроумный и жизнелюбивый. И тут, безусловно, в очередной раз раскрылся талант Ролана Быкова, которому идеально удавались люди многогранные, которые с разных сторон выглядят по-разному.
Ну а открытием фильма стала юная актриса Маргарита Терехова. 23-летняя Маргарита только-только начинала карьеру в театре. Говорят, именно Ролан Быков посоветовал Фрунзе Довлатяну попробовать Терехову на роль поклонницы героя Джигарханяна. И нельзя не согласиться что это был поразительно меткий выбор:
дебют Тереховой единодушно одобрили даже самые строгие критики.
В этой ленте в актрисе нет ещё взрослости, опытности, прагматичности, даже некоторой циничности, которые будут проявляться в более поздних ролях, здесь она удивительно раскрепощённая, юношески-чувственная и при этом целомудренная. А эпизод с танцем многие позже сравнивали со сценой из «Старшей сестры» (1966). Но если у Татьяны Дорониной это был гротеск и в чём-то даже издевательство, то у Маргариты Тереховой танец символизировал свободу, широту, радость вступающей в жизнь девушки.
И ещё стоит сказать, что «Здравствуй, это я!» - фильм всё-таки национальный. Без выпуклой национальной атрибутики, без местной чересчур выраженной экзотики, но наполненный уважением к Армении. И это во многом заслуга оператора Альберта Явуряна. Его камера словно включалась в происходящее в жизни:
то она была частью толпы, то поднималась над городом, то запечатлевала прохожих тайно, деликатно подглядывая за ними.
В итоге получилась та самая картинка, от которой буквально веет шестидесятыми, будь то Москва или Ереван.