Category:

Армянский фильм, открывший Маргариту Терехову

Советские фильмы шестидесятых годов всегда можно отличить от  картин других эпох. Какая-то особая атмосфера, необычные ракурсы, новые  лица (конечно, новые для того времени) - всё это присуще оттепельным  лентам. Некоторое влияние оказали на тогдашний советский кинематограф и европейские коллеги с их «новой волной». 

Фильм «Здравствуй, это я!» появился как раз в середине десятилетия, в 1965 году, и, что любопытно, на республиканской киностудии. 

Как правило, колоссальной всесоюзной популярности достигали ленты, созданные в Москве и Ленинграде, а эту ленту сняли на «Арменфильме». Режиссёром стал Фрунзе Довлатян. До этого он работал только в паре с другими режиссёрами, а «Здравствуй, это я!» стал его первой самостоятельной работой.

Кадр из фильма  «Здравствуй, это я!»
Кадр из фильма «Здравствуй, это я!»

Главные  герои истории - два учёных-физика, в части преданности науки готовые  посоревноваться с Дмитрием Гусевым из «Девяти дней одного года» (1961),  сыгранного Алексеем Баталовым. Один из них пережил настоящую трагедию - в войну погибла его возлюбленная, память о которой он по-прежнему хранит. 

Зовут  героя Артём Манвелян, и представителям науки того поколения не  составило труда опознать в нём Артёма Алиханьяна, выдающегося физика из  Армении, факты биографии которого частично позаимствовали авторы  картины. 

Его роль отдали армянскому актёру, тогда не слишком известному, - Армену Джигарханяну

Фото со съёмок. Армен Джигарханян
Фото со съёмок. Армен Джигарханян

Роль коллеги Манвеляна сыграл Ролан Быков, который здесь в чём-то повторил только что сыгранного героя из драмы «Звонят, откройте дверь».  Поначалу кажется, что персонаж Быкова - классический учёный-растяпа, но  чуть позже выясняется, что это действительно увлечённый человек,  погружённый в науку, но не оторванный от реальности, остроумный и  жизнелюбивый. И тут, безусловно, в очередной раз раскрылся талант Ролана Быкова, которому идеально удавались люди многогранные, которые с разных сторон выглядят по-разному. 

Фото со съёмок. Наталья Фатеева, сыгравшая Люсю, погибшую на войне девушку Артёма
Фото со съёмок. Наталья Фатеева, сыгравшая Люсю, погибшую на войне девушку Артёма

Ну а открытием фильма стала юная актриса Маргарита Терехова.  23-летняя Маргарита только-только начинала карьеру в театре. Говорят,  именно Ролан Быков посоветовал Фрунзе Довлатяну попробовать Терехову на  роль поклонницы героя Джигарханяна. И нельзя не согласиться что это был  поразительно меткий выбор: 

дебют Тереховой единодушно одобрили даже самые строгие критики. 

В  этой ленте в актрисе нет ещё взрослости, опытности, прагматичности,  даже некоторой циничности, которые будут проявляться в более поздних  ролях, здесь она удивительно раскрепощённая, юношески-чувственная и при этом целомудренная. А эпизод с танцем многие позже сравнивали со сценой из «Старшей сестры» (1966).  Но если у Татьяны Дорониной это был гротеск и в чём-то даже  издевательство, то у Маргариты Тереховой танец символизировал свободу,  широту, радость вступающей в жизнь девушки.

Фото со съёмок. Ролан Быков и Маргарита Терехова
Фото со съёмок. Ролан Быков и Маргарита Терехова

И ещё стоит сказать, что «Здравствуй, это я!» - фильм всё-таки национальный. Без  выпуклой национальной атрибутики, без местной чересчур выраженной  экзотики, но наполненный уважением к Армении. И это во многом заслуга  оператора Альберта Явуряна. Его камера словно включалась в происходящее в  жизни: 

то она была частью толпы, то поднималась над городом, то запечатлевала прохожих тайно, деликатно подглядывая за ними. 

В итоге получилась та самая картинка, от которой буквально веет шестидесятыми, будь то Москва или Ереван.

Источник


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded