Categories:

Вацлав и Ромола Нижинские. Вместе до самого конца

24.07.2020  
Автор: kikimoraki    

Вацлав и Ромола Нижинские поженились  довольно внезапно. Новость об их замужестве закрыла одну “золотую  клетку” для великого танцора. Но, к сожалению, тут же открыла другую…

Сталкерство

Ромола Пульска была венгерской аристократкой и дочерью знаменитой драматической актрисы в Будапеште Эмилии Маркуш. Естественно, девушка много времени проводила в театре.

В 1912 году Ромола была приглашена на  первое представление Русского императорского балета в Будапеште. В этот  вечер Нижинский не выступал, он немного приболел.

Но так как слухи о великолепии русского  танцора не утихали, девушка решила посетить абсолютно все представления,  которые давала русская труппа. И однажды она увидела его… И влюбилась.

Ей сразу захотелось с ним познакомиться.  Так как Ромола была аристократкой со связям, плюс ее матушка была  известной актрисой, то ей были открыты все двери в театре.  

Через Адольфа Больма  девушка подружилась со многими русскими артистами. Только вот с  Нижинским ей все никак не удавалось встретиться, потому Дягилев его  “закрывал ото всех”.

Ромола решила прекратить свои занятия по актерскому мастерству и начать обучаться балету. Девушка познакомилась с Энрико Чекетти, который преподавал хореографию Нижинскому. И, наконец-то, в один из репетиционных дней ее представили гению танца Нижинскому.

Далее последовала череда вечеров,  ужинов, приветствий, репетиций и представлений. Но Нижинский особо не  замечал ее, так как всегда весь был в танце.  

Ромола напросилась гастролировать вместе  с труппой Дягилева. Но с тем условием, что она усердно будет заниматься  балетом. А позже примкнет к труппе.

Поезд

По Европе Дягилев и Нижинский  передвигались на поездах 1 класса. Остальная труппа в транспорте классом  пониже. Ромола, будучи аристократкой, тоже всегда разъезжала 1 классом.

Вместе с подругой Анной они каждый раз  старались угадать поезд, на котором поедут Нижинский с Дягилевым, чтобы  “случайно встретиться с Вацлавом”. Между собой они называли его “малыш”.

Из воспоминаний Ромолы:

После этого случая Нижинский к ней  вернулся. И они даже успели поговорить о Лондоне. Ну как поговорить…  Ромола говорила на французском, а Нижинский, не понимая языка, просто  кивал и мило улыбался.

Гастроли, которые изменили всё

Намечались гастроли в Южную Америку.  Труппа должна была ехать в Аргентину и Бразилию. Но добираться нужно  было по океану на большом корабле около 20 дней.

В этот раз Дягилев с труппой не поехал. А  все по тому, что Сергей Павлович боялся предсказания цыганки. Она ему  нагадала смерть на воде. Кстати, он умер именно на воде. Но чуть позже.

Ромола жестко взялась за “малыша” и поставила себе цель. Из ее воспоминаний:

Ромоле за считанные дни удалось  подружиться со всем окружением Нижинского. Она получила разрешение  бывать на его репетициях. Жертвовала своими утренними часами и наблюдала  за его спортивной разминкой.  

Девушка наматывала километры по палубе  возле кресла Нижинского, только чтобы он ее заметил. Она даже нашла  общий язык с массажистом Вацлава. Теперь она знала всё о каждой мышце  артиста.

Затем их снова представили друг другу.  Они всю ночь любовались на звезды и на ломанном французском говорили об  искусстве. После этого еще несколько дней она красовалась перед  Нижинским, но он был к ней безразличен.

Предложение

Ромола уже опустила руки. Но потом произошло вот это:

В этот момент девушка решила, что над ней шутят и издеваются. Она  убежала в свою каюту и несколько часов никого не впускала. Далее Ромола  описывает события вот так:

Во всех действиях Ромолы по отношению к Вацлаву было очень много жертвенности. Вот, например, ее слова:

Два сердца

Вацлав и Ромола Нижинские поженились 10 сентября 1913 года в Буэнос-Айресе,  когда вся труппа сошла с корабля. Священник говорил свою речь на  испанском. Нижинский отвечал на русском. Ромола разговаривала на  французском и венгерском… Но, все-таки, их обручили.

Вацлав постоянно занимался с ней  танцами. В качестве артистки “Русских сезонов” она дебютировала уже  вместе со своим мужем в “Лебедином озере”. Он играл принца, а она его  невесту.

Нижинский называл Ромолу «Маiа Jеnа» («моя жена»).
 

Каждое утро Вацлав присылал любимой  большой букет белых роз в номер. Кстати, именно через Василия (слугу  Дягилева). А после репетиций и выступлений по вечерам они отправлялись  на прогулки по Буэнос-Айросу.

Гастроли, репетиции, экскурсии,  переезды. Через несколько недель Ромола внезапно поняла, что она  беременна. Вацлав был очень горд и рад.

Разрыв с Дягилевым

А что же с Дягилевым? Вот, что пишет об этом сама Ромола:

Но предчувствие не подвело девушку. Дягилев не понял. И прислал телеграмму следующего характера:

Новая ветвь

Об этом событии через пару дней узнала  вся творческая элита. Нижинскому тут же посыпались предложения со всех  концов света. Но он от всего отказывался, так как хотел создавать что-то  свое. Вслед за братом труппу Дягилева покинула его сестра Бронислава с мужем.

Вацлав, все-таки, подписал контракт с  лондонским театром “Палас” на 8 недель. Хотя позже окажется, что этот  театр – обычный варьете с “простыми любителями”, а не с  профессиональными артистами. Эта ситуация также повлияет на психику  Нижинского.

Вацлав и Ромола Нижинские параллельно планировали собственные представления. Танцор обратился за помощью к художнику Льву Баксту, чтобы он помог с оформлением декораций и костюмов.

Бакст отказал. И также обмолвился, что это не конец всему, а лишь начало войны с Дягилевым. Тогда он его процитировал: «Насколько высоко Нижинский стоит сейчас, настолько низко я сброшу его».

Все-так, Ваце удалось собрать хоть  какую-то труппу. В этом ему очень помогла сестра. Но Дягилев настолько  сильно разозлился, что постоянно вставлял палки в колёса.

Перед самым выступлением в зал ворвалась  полиция с заявлением от Сергея Дягилева. В предписании говорилось, что  Бронислава Нижинская не имеет права выступать где-либо еще (в данном  случае в представлении собственного брата). Потому что Дягилев не  подписывал никакие бумаги о ее увольнении.

Постепенно у Вацлава стали сдавать  нервы. Одно переплеталось с другим и выливалось в дикий стресс. Теперь  ему нужно было заниматься и танцами, и постановками, и другими  организационными вопросами. К тому же, как-то надо было уворачиваться от  всяческих козней.

А может Дягилев поступал правильно,  когда ограждал Вацлава от внешнего мира? Он всегда ему говорил, чтобы  тот думал только о танцах и больше ни о чем. О всем остальном он  позаботится сам.

Возвращение?

Одна богатая и влиятельная леди, которая  спонсировала “Русские балеты”, заявила Дягилеву, что, если в труппе не  будет Нижинского, значит – не будет никакого финансирования.

Вацлав очень был рад вернуться в труппу.  Но Дягилев его не простил и всегда напоминал про “измену”. Артисты по  указанию Сергея Павловича максимально игнорировали Нижинского. Это было  большим ударом для танцора, и он решил, что больше с этими людьми  выступать не будет.

Далее Вацлав и Ромола Нижинские стали заложниками политических событий. Что же произошло с молодой парой?

Источник

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded