dem_2011

Categories:

Лариса Шепитько о Борисе Плотникове: «Такие люди появляются на свет раз в сто лет»

Галина Ушкова
6 декабря 2020

Борис Григорьевич был невероятно талантливым, неординарным и во многом недооцененным артистом. Фото: © РИА «Новости»
Борис Григорьевич был невероятно талантливым, неординарным и во многом недооцененным артистом. Фото: © РИА «Новости»

Второго  декабря на 72-м году жизни от коронавирусной инфекции скончался один из  самых талантливых и при этом один из самых закрытых отечественных  актеров — Борис Плотников. Зрители полюбили его по роли доктора  Борменталя из экранизации «Собачьего сердца» 1988 года. Но в историю  кино Борис Григорьевич вошел гораздо раньше — своим дебютом на экране в  1976-м. В военной драме Ларисы Шепитько «Восхождение» он пронзительно  сыграл партизана Сотникова, бывшего учителя, который вместе с кадровым  офицером Рыбаком в ярком исполнении Владимира Гостюхина отправляется из  леса в село на поиски продовольствия для их отряда.

- Лариса Шепитько  — моя крестная мать в кино, как и крестная мать Бори Плотникова, —  поделился Владимир Гостюхин. — В то время я снимался в телефильме  «Хождение по мукам», и меня заметили люди из группы Шепитько. Когда  пришел на первую кинопробу, Лариса попросила меня рассказать о себе, и я  ничего не стал скрывать от этой сильной, волевой, удивительной красоты  женщины. После нашего 20-минутногго разговора я отчетливо понял, что  реализовать на экране великое произведение Василя Быкова «Сотников» по  силам только ей.

Напомним,  по сюжету плененные фашистами герои Плотникова и Гостюхина ведут себя  по-разному. Сотников, несмотря на пытки каленым железом, не выдает  местонахождение партизанского отряда. А Рыбак на коленях вымаливает у  нацистов пощаду и соглашается стать полицаем. А вскоре даже выступает  палачом своего боевого товарища.

На съемках «Собачьего сердца» с Евгением Евстигнеевым и милицейским псом Караем, который играл Шарика. Чтобы ухоженной собаке придать бродячий вид, ее шерсть мазали желатином, а на боку рисовали ожог. Фото: Vk.com
На съемках «Собачьего сердца» с Евгением Евстигнеевым и милицейским псом Караем, который играл Шарика. Чтобы ухоженной собаке придать бродячий вид, ее шерсть мазали желатином, а на боку рисовали ожог. Фото: Vk.com

Шепитько  втайне от киноначальства хотела найти на роль казненного Сотникова  актера, похожего на Христа. И ее ассистенты с трудом отыскали в  свердловском ТЮЗе 25-летнего Плотникова.

—  Все уже тогда понимали, что на фильм «Восхождение» Лариса ставит всю  свою карьеру, а как потом оказалось, и всю жизнь, — продолжает Гостюхин.  — Кстати, я был 21-м, когда пробовался на свою роль. Очко! Кроме меня,  ее мечтали сыграть Владимир Высоцкий,  Николай Губенко и многие другие... Лариса как лев сражалась за Борю  Плотникова — его вообще не хотели утверждать. Но Шепитько перед высоким  начальством (к этой картине было очень пристальное внимание ЦК и  Госкино) удалось отстоять меня и провинциала Борю.

Режиссер,  наслушавшись от чиновников обвинений, что она «пытается протащить на  экран Иисусика», пошла на хитрость. Сделала для худсовета пробу, на  которой Плотникова загримировали под мужественного бойца. И это  сработало — его утвердили.

Гостюхин и Плотников в «Восхождении» Ларисы Шепитько. Фильм, ставший последней завершенной картиной в ее режиссерской карьере (погибла в автокатастрофе в 1979-м), контролирующие органы называли «религиозной притчей с мистическим оттенком», снятой вместо партизанской истории
Гостюхин и Плотников в «Восхождении» Ларисы Шепитько. Фильм, ставший последней завершенной картиной в ее режиссерской карьере (погибла в автокатастрофе в 1979-м), контролирующие органы называли «религиозной притчей с мистическим оттенком», снятой вместо партизанской истории

Гостюхин  и Плотников в «Восхождении» Ларисы Шепитько. Фильм, ставший последней  завершенной картиной в ее режиссерской карьере (погибла в автокатастрофе  в 1979-м), контролирующие органы называли «религиозной притчей с  мистическим оттенком», снятой вместо партизанской истории

—  Шепитько, приглашая Плотникова в свое «Восхождение», сказала о нем, что  такие люди появляются на свет раз в сто лет, — вспоминает  екатеринбургская подруга Бориса Григорьевича — журналистка Алла Рябуха. —  Боря тогда сидел в одной гримуборной в нашем свердловском ТЮЗе с моим  теперь уже покойным мужем Игорем Задереем. У нас в городе он и  театральное училище окончил. Ну а через несколько лет после премьеры  «Восхождения» (картина была отмечена престижными призами на  международных фестивалях. — Г. У.) Валентин Плучек позвал Борю в свой  Московский театр сатиры в спектакль «Бесы», и он там совсем не  затерялся. Андрей Миронов его очень ценил.

Потом Плотников перешел в Театр Армии, где блестяще играл в «Идиоте», «Скупом» и других постановках.

— В результате Олег Табаков  его оценил, — продолжает Алла Рябуха. — Борис и в «Табакерке», и в МХТ  им. Чехова у него служил последние 18 лет. Оставаясь великим мастером,  он не любил слово «звезда». На мелочи себя не растрачивал, не  рекламировал себя по-пустому. Глубокий, интеллигентный, умный, тонкий и  музыкальный человек. Отлично пел: какой у него был бархатный баритон!  Последние годы он преподавал в ГИТИСе и очень переживал за своих ребят.  Говорил, что, получая диплом, они отправляются в никуда и без работы  шляются по Москве.
В 70-х Борис (в центре, в парике) работал в свердловском ТЮЗе. Слева от него - актриса Любовь Теплова, ниже - бывшая однокурсница Плотникова Любовь Ревякина, которая безответно была в него влюблена во время учебы. Фото: Facebook.com
В 70-х Борис (в центре, в парике) работал в свердловском ТЮЗе. Слева от него - актриса Любовь Теплова, ниже - бывшая однокурсница Плотникова Любовь Ревякина, которая безответно была в него влюблена во время учебы. Фото: Facebook.com

 

—  Боря был гений, а с таким непросто, — резюмировала Алла  Рябуха. — Его личная жизнь всегда и для всех, в том числе друзей, была  табу. У него не так много близких. Не ходил по банкетам, рюмки не  собирал, болтать ни о чем не любил. Предпочитал работать, концертные  программы с романсами готовить, что-то озвучивать, играть на сцене или  сниматься в кино. Он очень любил Иннокентия Смоктуновского. И, думаю, по  дарованию они были близки. У обоих потрясающая органика, говорящие  руки. Это не те актеры, кто сегодня трусы презентуют, а завтра на сцене  великие роли играют… Земля пухом…

Источник

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded