dem_2011

Рождённые летать. Птицы в живописи из коллекции Национального музея «Киевская картинная галерея»

Птицы (лат. Aves) – многочисленная и широко распространённая группа  высших позвоночных. Им отведена очень важная роль в природе и жизни  человека, а также в библейских и языческих историях о сотворении мира.

У разных народов есть свои легенды, связанные с птицами. У некоторых  северных народов существует сказание о гагаре, которая в истории о  сотворении мира играет роль помощника верховного божества. У тюркских  народов сотворительницей земли выступает утка. Например, хакасский миф  начинается так: «Сначала была утка».

Библейское сотворение мира включено в первую книгу Библии – Бытие. В  ней описан процесс творения в виде созидательной недели и выходного  (субботнего) дня. В тексте говорится, что рыбы, пресмыкающиеся и птицы  были созданы в пятый день творения. Этот сюжет часто встречается в  иллюстрациях к Библии.

Изображения птиц издавна присутствуют в мировой культуре. Пернатые  часто становятся героями сказок, песен, произведений живописи, графики и  декоративно-прикладного искусства.

Нередки изображения птиц в мифологических сюжетах. Так, в сцену из древнегреческой мифологии «Бой кентавров с лапифами» известный и талантливый художник рубежа XIX–ХХ вв. Вильгельм Котарбинский (1848–1921)  включил изображение орлов. Орёл – самая крупная хищная птица  исторической эпохи и, в то же время, самая героическая птица всех времён  и народов. Орёл всегда выступает в роли друга героя или бога.

В. Котарбинский. Бой кентавров с лапифами. Холст, масло
В. Котарбинский. Бой кентавров с лапифами. Холст, масло

В классической мифологии содержится немало примеров того, как орлы  предвещают героям победу или верховную власть. Сюжет картины  Котарбинского связан с победой лапифов над кентаврами. Это один из самых  распространённых мотивов в античном искусстве, получивший название «кентавромахия».  Сражение произошло из-за попытки похищения невесты царя лапифов  Пирифоя. Битва стала началом большой войны, в которой победили лапифы.  Со временем орёл стал символом победы над неприятелем, победы добра над  злом.

Неизвестный художник первой трети ХІХ в. Австралийская славка. Бумага, гуашь
Неизвестный художник первой трети ХІХ в. Австралийская славка. Бумага, гуашь
Неизвестный художник первой трети ХІХ в. Синяя котинга. Бумага, гуашь
Неизвестный художник первой трети ХІХ в. Синяя котинга. Бумага, гуашь

Пристальное внимание художников-натуралистов к животному миру, в  частности к птицам, привлекла эпоха научных открытий. Одним из следствий  жажды знаний стал бурный расцвет коллекционирования. Появляются так  называемые кабинеты, ориентированные преимущественно на объекты природы.  Эти собрания были призваны как бы воспроизвести мир в миниатюре.

В состав универсального кабинета входили образцы флоры и фауны  далёких стран и континентов. Параллельно с кабинетами редкостей  появляются естественнонаучные кабинеты. Такие кабинеты принадлежали  многим известным учёным естествоиспытателям, зоологам, орнитологам.  Обязательной составляющей таких собраний были и чучела птиц. Иногда  недоступные для коллекционирования экзотические образцы заменялись  реалистическими живописными изображениями.

Доминирующей тенденцией вплоть до середины XIX века становится  документальная передача мельчайших деталей, стремление как можно точнее  охарактеризовать описываемый объект. Это явление можно обозначить как  биологический натурализм в миниатюре. Живописная иллюзия, подобие натуре  были притягательны для человека того времени. В дальнейшем появляется  мода на «развёрнутые» иллюстрации условий, в которых живут звери или  птицы.

Лучшими работами оказывались те, где решались как научные, так и художественные задачи.

В коллекции нашего музея представлен ряд произведений, исполненных  неизвестными художниками конца XVIII – начала XIX вв., в которых удачно  сочетаются талант живописца, рисовальщика и знания орнитолога.

Эти произведения происходят из яготинского собрания семьи Разумовских-Репниных-Волконских. Граф Алексей Кириллович Разумовский  – один из самых богатых людей своего времени – был меценатом и  страстным любителем естествознания, попечителем Московского  университета, президентом Императорского Московского Общества  испытателей природы.

Рассматривая гуаши неизвестных художников начала XIX века с  изображением птиц, неизменно восхищаешься изумительной окраской  экзотических птиц, обитающих в Южной и Северной Америке, Австралии и  Новой Зеландии. Очевидно, что художники сознательно выбирают для  изображения самцов, отличающихся более яркой окраской оперения.

Неизвестный художник первой трети ХІХ в. Птицы на ветке. Бумага, гуашь
Неизвестный художник первой трети ХІХ в. Птицы на ветке. Бумага, гуашь
Неизвестный художник первой трети ХІХ в. Композиция с розами и щеглом на ветке. Бумага, гуашь
Неизвестный художник первой трети ХІХ в. Композиция с розами и щеглом на ветке. Бумага, гуашь

Гуашь «Австралийская славка» является копией с работы «Птичка» (1817 г.) замечательного художника Фёдора Толстого (1783–1873),  известного рядом натюрмортов-обманок («Смородинка» и др.). Толстой  писал своих птичек не с натуры, а с чучел. Как вспоминала дочь  художника, в его мастерской между шкафами находились коллекции бабочек,  насекомых, а «из-под стеклянных колпаков блестели крыльями колибри».

Композиции с птицами на ветках («Котинга», «Эуфония», «Трупиал») из  собрания музея также написаны с чучел. На это указывают характерные  подставки в виде изогнутых веток.

Искусство таксидермистов насчитывает несколько столетий. У каждого из  мастеров есть свой способ и свои секреты консервации птичьих тушек.  Этими секретами владели и некоторые учёные, которым приходилось  заботиться о сохранности коллекций, собранных во время длительных  экспедиций. Таксидермические коллекции старых мастеров ценятся и служат  предметом гордости крупнейших музеев мира.

Широкую популярность в искусстве приобрели композиции со щеглом. Выполненные в технике гуаши небольшие работы «Композиция с розами и щеглом на ветке» и «Щегол на корзине с фруктами» отмечены вниманием к мельчайшим деталям и замечательным мастерством исполнения.

Эти гуаши можно отнести к жанру «аллегорических натюрмортов», когда  изображенные предметы, объекты содержат скрытую аллегорию быстротечности  всего земного или наделяются христианским значением.

Для таких натюрмортов отбирались особо значимые предметы, и каждый  объект на картине соответствовал определённому смыслу: роза, цветы  полевые, насекомые — традиционный символ краткого человеческого  существования. Щегол – символ страстей и жертвенности. Птицы в этом  контексте служат также символом человеческой души. Для таких композиций  часто выбирался заведомо красивый мотив, что сближает эти изящные работы  с академическим искусством. Характерным для этого жанра становится  принцип факсимильности.

Такие натюрморты часто служили подарками или украшали альбомы – т. е.  были элементами художественной культуры. Содержательное богатство  гармонии раскрывается в них постепенно при очень внимательном созерцании  произведения. Когда художник творит по законам гармонии и красоты,  «малый» жанр становится не менее значительным, чем «большой».

Так называемые «птичьи собрания» также получают распространение в  изобразительном искусстве XVII–XVIII вв. Этот сюжет в небольшой  композиции «Птицы на ветке» неизвестный художник использует как  предлог для демонстрации невероятного богатства пернатой фауны. Рядом с  обыкновенным воробьём и чёрным дроздом расположились розовый какаду и  ожереловый попугай. В природе этих птиц вместе на одной ветке увидеть  невозможно.

В. Котарбинский. Женщина с голубями. Холст, масло
В. Котарбинский. Женщина с голубями. Холст, масло

Художник изобразил мирное соседство экзотических пернатых и  обитателей европейского ареала. У каждой птицы свой голос, своя мелодия –  каждая птица поёт согласно своей породе. Вытекающая отсюда мораль –  выбор слов и стиль речи позволяют нам судить о человеке, с которым мы  имеем дело.

К тому же, эти пернатые напоминают и о различных человеческих типажах  и характерах. Зарянка (малиновка) – олицетворение благородства, снегирь  – стойкости, попугай – символ роскоши и изобилия. Художники,  посвятившие свой талант изображению птиц, сыграли важную роль в деле  пробуждения интереса к пернатым.

Многие известные художники не чуждались «птичьей» тематики в своём  творчестве. Любил изображать в своих полотнах голубей и других птиц  упомянутый нами Вильгельм Котарбинский. В известном панно «Женщина с  голубями» он изобразил молодую женщину в античных одеждах, кормящую  голубей.

Белые голуби Вавилона и Ассирии считались символом и земным  воплощением богини любви Астарты. Домашних голубей разводили в древности  в Египте, Иудее, Персии, Греции и Риме. Кормление голубей –  благочестивый акт во всех странах и религиях мира. В греческой культуре  голубь являл собой обновлённую жизнь, являлся символом гармонии,  умиротворения. Из-за своей склонности к размножению символизировал также  плодородие. 

Излюбленный мотив многих натюрмортистов – «битая птица», мастерски обыгран Борисом Кустодиевым (1878–1927) в картине «Натюрморт. Омар и фазан».  Существует два вида и множество подвидов этой птицы, среди которых,  например, золотой и алмазный фазаны. Мясо фазана – деликатес, достойный  царского стола. Благодаря своему богатому окрасу и торжественному виду,  фазан был любимым предметом изображения художников разных стран.

Б. Кустодиев. Натюрморт. Омар и фазан. 1912. Холст, масло
Б. Кустодиев. Натюрморт. Омар и фазан. 1912. Холст, масло

На картине Кустодиева изображён фазан обыкновенный или кавказский,  который относится к числу одомашненных и является распространённым  объектом охотничьего промысла. Золотистое оперение птицы гармонично  сочетается с доминирующими в натюрморте красным и синим цветами,  создающими праздничное, торжественное настроение.

Тонкий анималист и один из наиболее гармоничных живописцев рубежа XIX–XX веков Аркадий Рылов (1870–1939) представлен в коллекции ярким и запоминающимся произведением «Чайки».

А. Рылов. Чайки. 1910. Холст, масло
А. Рылов. Чайки. 1910. Холст, масло

Животный мир виделся ему органичной и неотъемлемой частью природного  ландшафта. Умение как-то особенно поэтично видеть самые обыкновенные  картины природы чувствуется в этой картине. Изображение бело-серых птиц  укрупнено и приближено к зрителю. Фиолетовые тени красиво читаются на  нагретом солнцем камне. Колорит «Чаек» построен на контрасте «горящего»  рыжего цвета камней и «прохладного» сине-зелёного цвета воды. Созданный в  картине своеобразный и удивительно органичный мир неизменно вызывает у  зрителя чувство восхищения и гармонии.

К. Юон. Лебеди. Парк Монсо в Париже. 1899. Холст, масло
К. Юон. Лебеди. Парк Монсо в Париже. 1899. Холст, масло

Один из знаковых символов «Модерна» – лебедь, стал темой небольшой картины Константина Юона (1875–1958) «Лебеди. Парк Монсо в Париже». Глядя на эту картину, вспоминается строка французского поэта-символиста Малларме, посвящённая этой красивой птице: «Могучий, девственный, в красе извивных линий…».

Произведения с изображением птиц являются настоящим подарком для знатоков и любителей искусства.

Н.Е.Агеева, Национальный музей «Киевская картинная галерея»

Журнал «Страна Знаний» №4, 2020  

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded