dem_2011

Category:

Старинные портреты из Одесского музея

И.Ю. Глебова

В Одесском музее западного и восточного  искусства хранится большая коллекция портретов, выполненных  западноевропейскими художниками прошлых веков. Я выбрала два, чтобы  рассказать о них тебе, дорогой читатель!

Они сделаны в технике гравюры английским мастером XIX века Фредериком Левисом, оба датируются 1830 годом и изображают юных англичан – брата и сестру Гамильтон и девушку, мисс Блоксэм.

Фредерик Левис с оригинала Томаса Лоуренса. Портрет детей Гамильтон. Англия, XIX в.
Фредерик Левис с оригинала Томаса Лоуренса. Портрет детей Гамильтон. Англия, XIX в.


Фредерик Левис с оригинала Томаса Лоуренса. Портрет мисс Блоксэм. Англия, XIX в.
Фредерик Левис с оригинала Томаса Лоуренса. Портрет мисс Блоксэм. Англия, XIX в.

Эти гравюры выполнены по рисункам знаменитого английского  художника-портретиста Томаса Лоуренса, причём очаровательная мисс  Блоксэм была его племянницей – об этом свидетельствует надпись под  изображением. Мастерски нарисованные, эти портреты предназначались для  семейных альбомов, которые хранились в каждой культурной семье того  времени. Их страницы заполнялись стихами известных поэтов, собственными  сочинениями и, конечно, красивыми рисунками.

В то время, когда ещё не была изобретена фотография, только художник  мог запечатлеть и сохранить для потомков изображения детей и взрослых,  но альбомы находились в семейном архиве, а как же быть, если хочется  подарить такой рукотворный портрет родным и друзьям?

Тогда приходила на помощь гравюра, которая могла размножить любой портрет или картину. В данном случае гравёр Фредерик Левис пользовался особой техникой, которая называется «карандашная манера», она позволяла передать особенности портретов, сделанных простым карандашом.

На медную пластинку, покрытую лаком, наносился с помощью специальных  игл и рулеток рисунок, полностью повторяющий портрет. Затем пластинка  опускалась в раствор азотной кислоты, и происходило так называемое  травление.

После этого лак удалялся, и пластинка помещалась под пресс; при  печатании на бумаге в оттиске появлялись линии, имитирующие карандашный  рисунок. Таким образом можно было сделать несколько десятков портретов –  своего рода ксерокс.

Для придания жизненной достоверности иногда акварелью подкрашивали  глаза; так, у наших героев глаза голубые. Выполненные большим мастером  английского портрета и репродуцированные опытным гравёром, эти старинные  произведения, оказавшиеся волею судьбы в одесском музее, донесли до нас  облики английской молодежи первой половины XIX века и стали бесценным  источником информации о домашней, семейной культуре минувшей эпохи.

И.Ю. Глебова, искусствовед, Одесский музей западного и восточного искусства

Журнал «Страна Знаний» №6, 2018  

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded