dem_2011

Category:

250-летие со дня рождения великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена

«Не существует сочинения, которое было бы для меня чересчур учёно; не претендуя ни в малейшей степени на учёность в собственном смысле слова, я всё же с детства стремился понять сущность лучших и мудрейших людей каждой эпохи».


Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в Бонне 16 декабря, крещён 17 декабря 1770 года в Бонне, в католической церкви Святого Ремигия.

Среди любимых писателей Бетховена — древнегреческие авторы Гомер и Плутарх, английский драматург Шекспир, немецкие поэты Гёте и Шиллер.

Портрет Бетховена в 13-летнем возрасте, неизвестный боннский мастер (предположительно 1783 год)
Портрет Бетховена в 13-летнем возрасте, неизвестный боннский мастер (предположительно 1783 год)

В 1782 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе. Он стал настоящим учителем Бетховена. Нефе сразу понял, что у мальчика талант. Он познакомил Людвига с «Хорошо темперированным клавиром» Баха и произведениями Генделя, а также с музыкой старших современников: Ф. Э. Баха, Гайдна и Моцарта. Благодаря Нефе было издано и первое сочинение Бетховена — вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста.

В это время Бетховен начал сочинять музыку, но не спешил печатать свои произведения. Многое написанное в Бонне впоследствии было им переработано. Из юношеских сочинений композитора известны три детские сонаты и несколько песен, в том числе «Сурок».

Однажды Гайдн написал Бетховену:

« Ваши вещи прекрасные, это даже чудесные вещи, но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как Вы сами немного угрюмы и странны; а стиль музыканта — это всегда он сам. »

Несмотря на суровый характер, друзья Бетховена считали его довольно добрым человеком. Так, например, композитор никогда не отказывал близким друзьям в помощи. 

Он говорил:

« Ни один из моих друзей не должен нуждаться, пока у меня есть на кусок хлеба, если кошелёк мой пуст и я не в силах помочь тотчас же, ну что ж, мне стоит только сесть за стол и взяться за работу, и довольно скоро я помогу ему выбраться из беды.»
Портрет Людвига ван Бетховена. Работа Кристиана Хорнемана (англ.), 1803 год
Портрет Людвига ван Бетховена. Работа Кристиана Хорнемана (англ.), 1803 год

В 1796 году Бетховен начал терять слух: у него развивался тиннитус — воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах. По совету врачей он надолго уединился в маленьком городке Хайлигенштадте. Однако покой и тишина не улучшили его самочувствия. Бетховен начал понимать, что глухота неизлечима. В эти трагические дни он написал письмо, которое впоследствии будет названо хайлигенштадтским завещанием. Композитор рассказал в нём о своих переживаниях и признался, что был близок к самоубийству:

« Мне казалось немыслимым покинуть свет раньше, чем я исполню всё, к чему я чувствовал себя призванным. »

В результате глухоты Бетховена сохранились уникальные исторические документы — «разговорные тетради», куда друзья Бетховена записывали для него свои реплики, на которые он отвечал либо устно, либо в ответной записи.

Однако музыкант Шиндлер, у которого остались две тетради с записями бесед Бетховена, по всей вероятности, сжёг их, так как «в них содержались самые грубые, ожесточённые выпады против императора, а также наследного принца и других высокопоставленных лиц. Это, к сожалению, была излюбленная тема Бетховена; в разговоре он постоянно возмущался властями предержащими, их законами и постановлениями».

Случай в Теплице
Случай в Теплице

Однажды Бетховен и Гёте, гуляя вместе в Теплице, встретили находящегося там в это время императора Франца в окружении его свиты и придворных. Гёте, отойдя в сторону, склонился в глубоком поклоне, Бетховен прошёл сквозь толпу придворных, едва притронувшись к шляпе.

Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения. В эти же годы Бетховен работает над своей единственной оперой «Фиделио». Эта опера относится к жанру опер «ужасов и спасения». Успех к «Фиделио» пришёл лишь в 1814 году, когда опера была поставлена сперва в Вене, потом в Праге, где ею дирижировал знаменитый немецкий композитор Вебер и, наконец, в Берлине.

Незадолго до смерти композитор передал рукопись «Фиделио» своему другу и секретарю Шиндлеру со словами: «Это дитя моего духа было произведено на свет в более сильных мучениях, чем другие, и доставило мне величайшие огорчения. Поэтому оно мне дороже всех…»

В Австрии, после поражения Наполеона, был установлен полицейский режим. Напуганное революцией правительство пресекало любые «свободные мысли». Многочисленные тайные агенты проникали во все слои общества. В разговорных тетрадях Бетховена то и дело встречаются предупреждения: «Тише! Осторожно, здесь шпион!» И, вероятно, после какого-то особенно смелого высказывания композитора: «Вы кончите на эшафоте!»

Однако популярность Бетховена была так велика, что правительство не решалось его тронуть. Несмотря на глухоту, композитор продолжает быть в курсе не только политических, но и музыкальных новостей. Он читает (то есть слушает внутренним слухом) партитуры опер Россини, просматривает сборник песен Шуберта, знакомится с операми немецкого композитора Вебера «Вольный стрелок» и «Эврианта». Приехав в Вену, Вебер посетил Бетховена. Они вместе завтракали, и Бетховен, обычно не склонный к церемониям, ухаживал за своим гостем.

После смерти младшего брата композитор взял на себя заботу о его сыне. Бетховен помещает племянника в лучшие пансионы и поручает своему ученику Карлу Черни заниматься с ним музыкой. Композитор хотел, чтобы мальчик стал учёным или артистом, но того привлекало не искусство, а карты и бильярд. Запутавшись в долгах, он совершил попытку самоубийства. Попытка эта не причинила особого вреда: пуля лишь чуть оцарапала кожу на голове. Бетховен очень переживал по этому поводу. Здоровье его резко ухудшилось. У композитора развивается тяжёлое заболевание печени.

Похороны Бетховена
Похороны Бетховена

Людвиг ван Бетховен умер 26 марта 1827 года, на 57-м году жизни. Свыше двадцати тысяч человек шли за его гробом. Во время похорон на Верингском кладбище была исполнена любимая заупокойная месса Бетховена Реквием до-минор Луиджи Керубини. На могиле прозвучала речь, написанная поэтом Францем Грильпарцером:

« Он был художник, но также и человек, человек в высшем смысле этого слова… О нём можно сказать, как ни о ком другом: он совершил великое, в нём не было ничего дурного. »

В 1862 году останки композитора были эксгумированы для исследования, а в 1888 году перезахоронены на Центральном кладбище Вены.

После смерти композитора осталось несколько заметок в тетради, которые позже получили название «Неоконченная Десятая симфония Бетховена». В конце 2010-х годов у команды музыковедов и программистов появилась идея завершить это музыкальное произведение при помощи искусственного интеллекта и приурочить это событие к 250-летию со дня рождения композитора, который намеревались отмечать в декабре 2020 года. Первые наработки, полученные с помощью алгоритмов машинного обучения,  получили одобрение сотрудников Дома Бетховена в Бонне в 2019 году.

  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Одно из самых долгожданных событий в культурной жизни Германии — 250-летие со дня рождения великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена — решено было перенести на следующий год. Разумеется, из-за эпидемии коронавируса. Об этой драматичной истории, правда, со счастливым финалом, рассказывает Deutsche Welle.

Фото: iStock
Фото: iStock

Основные празднования, по планам немецких организаторов, намечались на два города: Бонн, где будущий классик родился, познал "Хорошо темперированный клавир" Баха, обучился премудростям органа и написал первые маршевые вариации, и богемную Вену, с которой связаны расцвет творчества и зрелые годы Людвига. Ранней весной из Бонна к дунайским водам должен был отправиться музыкальный "Бетховенский сухогруз". Прежде под именем "Дженни" он перевозил по европейским рекам уголь, а теперь собрал на борту виртуозных музыкантов, готовившихся к почетной миссии - славить Бетховена на всем пути следования.

Знаменитая "Ода к радости" является официальным гимном Евросоюза с 1972 года

Однако вмешался необоримый рок, преследовавший всю жизнь и самого композитора. Еще 12 марта на Рейне о борт заново окрещенного судна разбили бутылку шампанского, а уже спустя сутки было объявлено: музыканты остаются на берегу, вояж отменен. А вместе с ним еще почти 300 мероприятий, в том числе запланированный на сентябрь этого года грандиозный концерт боннского симфонического Бетховенского оркестра и его венских коллег, которые должны были синхронно исполнить главные произведения композитора.

И все же Бетховен одолел "корону". Фонд, управляющий торжествами, принял решение продлить юбилейный год до осени 2021-го. По словам Мальте Бёкера, директора Дома Бетховена (он находится в Бонне на той улице, где родился композитор, хранит уникальную коллекцию артефактов и архивных материалов, связанных с его жизнью, располагает собственным камерным концертным залом и издательством), вынужденная изоляция даже придала празднику неожиданную остроту.

Просто с концертных подмостков своевольный Бетховен волею судеб переместился в народ - на балконы и в плейлисты мобильных приложений, откуда бросает вызов обстоятельствам, прямо как при жизни. Это очень символично, ведь Бетховен всегда демонстрировал несгибаемую волю и оптимизм, напоминает Бёкер, с воодушевлением закачавший себе треки классика в телефон. В Германии не сомневаются: знаменитая бетховенская "Ода к радости" (4-я часть Симфонии N 9, объявленная в 1972 году официальным гимном ЕС) еще грянет, причем с новым пылом и страстью.

Бетховен, вдохновленный строкой Шиллера "Люди - братья меж собой", задумывал "Оду к радости" как застольную песню. А сама Девятая симфония, на премьере которой он дирижировал оркестром, уже лишившись слуха, стала первым музыкальным произведением, внесенным в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded