dem_2011

Categories:

Лидия Лопокова — русская балерина и английская баронесса

Laura Knight The Ballerina Lydia Lopokova
Laura Knight The Ballerina Lydia Lopokova

Известная русская балерина Лидия Лопухова, будучи артисткой дягилевской труппы получила другое имя, которое придумал ей в 1914 году Сергей Дягилев, — Лопокова. Очевидно, оригинальное русское имя плохо ложилось на французский и английский слух, вот и пришлось Лопуховой стать Лопоковой. В 1909 году Сергей Дягилев, создав труппу "Русский балет Дягилева", впервые вывез ее в Париж. Начались знаменитые русские сезоны, которые буквально ошеломили западную публику не только новым словом в балете, новыми оперными постановками, новыми голосами (прежде всего Шаляпиным), но конечно же и необыкновенным синтезом танца, живописи художников-новаторов и музыки новых композиторов — вначале преимущественно российских, а затем и европейских. Хореографы — М. Фокин и Л. Мясин. Композиторы — И. Стравинский, С. Прокофьев, Мануэль де Фалья, М. Равель, К. Дебюсси. Художники — Л. Бакст, А. Бенуа, П. Пикассо, А. Головин, Н. Гончарова и М. Ларионов. И, наконец, такие знаменитые танцовщики, как В. Нижинский, С. Лифарь, А. Павлова, Т. Карсавина и другие. Лидия Лопухова была приглашена в эту замечательную компанию в 1910 году (до того она танцевала в Мариинском театре, а в 1907-1910 годы в обществе своего брата Федора Лопухова и Анны Павловой совершила турне по США). В 1915 году она стала одной из ведущих танцовщиц труппы Дягилева.

Lydia with Leonide Massine, 'La Boutique Fantasque', 1919
Lydia with Leonide Massine, 'La Boutique Fantasque', 1919

О Лопуховой-Лопоковой в Англии издано несколько книг. В одной собраны все воспоминания о ней и некоторые ее статьи, во второй — ее письма к мужу, известному английскому экономисту Джону Мейнарду Кейнсу. 

Лидия Лопухова родилась в Петербурге 21 октября 1892 года. Родители братьев и сестер Лопуховых не имели никакого отношения к балету. Правда, отец — выходец из крестьян Тамбовской губернии — был капельдинером Александрийского театра и театр очень любил. Может быть, именно поэтому четверо из пяти его детей поступили учиться в Петербургское Императорское театральное училище (благо, как вспоминает Федор Лопухов, учеников принимали туда бесплатно и на полное иждивение). Первым поступил Федор (1886-1973), ставший впоследствии крупнейшим балетным хореографом Советской России, отдавший большую часть своего творчества Мариинскому и частично Большому театрам. Затем в училище поступили сестры Евгения и Лидия и, наконец, брат Андрей. Пятый брат, Николай, закончил Электротехнический институт. Только Лидия оказалась за границей, остальные жили в России.

Lydia Lopokova, Lilac Fairy, 'The Sleeping Princess', Diaghilev's Ballets Russes, London, 1921
Lydia Lopokova, Lilac Fairy, 'The Sleeping Princess', Diaghilev's Ballets Russes, London, 1921

В раннем детстве девочка была отдана в императорскую балетную школу, которую окончила в 1909 году. Уже через год она поступает в дягилевскую балетную труппу и едет на гастроли в Берлин, Париж и Брюссель. В 1910 году она уезжает в США, где в течение шести лет выступает в мюзик-холле. В Америке она выходит замуж за итальянца Рандольфо Барокки, который был менеджером у Дягилева. Барокки был намного старше Лидии и, как выяснилось позднее, женат на итальянке, и женился, не получив развода.

Lydia as Mariuccia in 'The Good-Humoured Ladies', London
Lydia as Mariuccia in 'The Good-Humoured Ladies', London

В дягилевскую труппу Лопокова (под этим именем она была известна за границей) возращается в 1916 году, когда труппа Русский балет с Нижинским в качестве главного танцовщика приезжает в Нью-Йорк. Она танцует с Нижинским и вместе с труппой совершает турне по Южной Америке и Испании.

Lydia, Can-Can, 'La Boutique Fantasque'
Lydia, Can-Can, 'La Boutique Fantasque'

В 1918 году она впервые приезжает в Лондон, где с большим успехом выступает в поставленных Мясиным балетах "Благoвоспитанная леди" и "La Boutique fantastique". Но после спектаклей Лопокова выходит из труппы Дягилева и остается в Лондоне. Правда, через два года Лопокова получила разрешение Дягилева вернуться в труппу и в мае 1921 года приезжает в Париж, где танцует в "Жар-птице", "Сильфиде" и "Петрушке". В конце мая труппа приезжает в Лондон, где представляет двенадцать балетов, и во всех Лопокова принимает участие. В Лондоне Дягилев начинает готовить представление "Спящей красавицы", в котором наряду со Спесивцевой и Трефиловой должна была танцевать и Лопокова.

John Maynard Keynes (1883-1946)
John Maynard Keynes (1883-1946)

Известный английский экономист Мейнард Кейнс впервые увидел Лидию Лопухову в 1918 году во время первых гастролей балета Дягилева в Лондоне: вслед за Парижем дягилевская антреприза потрясла своим искусством и лондонскую публику. Именно тогда завязалась их дружба. В 1921 году состоялась их вторая встреча, когда Лидия окончательно покорила его сердце. В одном из писем Кейнс писал: "Она представляется мне совершенством во всех отношениях".

Lydia with Maynard, 1920s;
Lydia with Maynard, 1920s;

Кейнс был чрезвычайно многогранной личностью. Если развитие капитализма не кончилось крахом и пошло не так, как это предсказывали классики марксизма, то этим оно в немалой степени обязано Дж. М. Кейнсу. Именно его идеи способствовали основательной перестройке капитализма, превращению его в смешанную систему, в которой действие рыночного механизма, заключенное в цивилизованные рамки законов, увязано с государственным регулированием экономики. Он был не только экономист, но и философ, любитель литературы, музыки, живописи и театра. Еще студентом он переводил с латыни стихи средневековых поэтов. Огромное место в его жизни, особенно в первой ее половине, занимала дружба с членами известного объединения английских интеллектуалов, художников и писателей Блумсберийского клуба. Будучи богатым человеком, он выступал и как крупнейший меценат, помогавший своим блумсберийцам, и не только им, покупал картины многих других художников-современников, а позднее спонсировал театральные постановки, в особенности балет. Кейнс присутствовал на всех представлениях "Спящей красавицы". Однако эта постановка оказалась не слишком успешной, она подорвала финансовые возможности Дягилева. Труппа распадалась, и Лидия Лопокова вынуждена была выйти из нее. Некоторое время она танцевала в Лондоне в театрах Ковент-Гардена и в Колизее.

Lydia (right) with members of the Bloomsbury Group, Virgina Woolf and Quentin Bell
Lydia (right) with members of the Bloomsbury Group, Virgina Woolf and Quentin Bell

В это время Кейнс познакомил ее с группой своих кембриджских приятелей, которые поселились в Лондоне в районе Блумсбcери, отчего этот кружок получил название "группа из Блумсбери". В нее входили поэт Томас Элиот, писатель Е. М. Форстер, художественный критик Клайв Белл и его жена, Ванесса — сестра Вирджинии Вульф, сама Вирджиния Вульф (до замужества — Стивен) и ее муж Леонард Вульф, владелец издательства "Хогарт-пресс", однокашник Кейнса по Кембриджу Литтон Стречи — автор биографических романов, художник и критик Роджер Фрай, художник Дункан Грант, — элита английского искусства 30-х годов.

21st April 1931: Russian ballerina and wife of British economist John Maynard Keynes, Lydia Lopokova, inspecting her ballet shoes. (Photo by Sasha/Getty Images)
21st April 1931: Russian ballerina and wife of British economist John Maynard Keynes, Lydia Lopokova, inspecting her ballet shoes. (Photo by Sasha/Getty Images)

Лидия сильно отличалась от круга его блумсберийских друзей, особенно женской части, с ее экстравагантностью в суждениях, одежде, образе жизни. Недаром и сами блумсберийцы были встревожены: Лидия не из их среды и, по их мнению, совсем не подходила по внутреннему миру Кейнсу — их другу, покровителю и главному источнику денежных средств. Но именно тем, что не нравилось блумсберийцам, и пленила Лидия Кейнса. У нее был острый ум, большое чувство юмора, веселый и живой характер. Как отмечал племянник Кейнса Мило Кейнс, она действительно не любила участвовать в беседах блумсберийцев о высших ценностях, морали, религии, о душе, политике или общественных проблемах. А если и включалась в разговоры об этом, то быстро прерывала их насмешливыми замечаниями.

Лидия была очень женственна. Вот одно весьма благожелательное описание портрета этой женщины: "Ростом чуть ниже среднего, она обладала небольшой, хорошо сложенной фигурой... Волосы у нее были очень светлые, кудрявились у лба и собирались небольшим пучком на затылке, у шеи. У нее были маленькие синие глаза, бледные пухлые щеки и забавный нос, смахивавший на клюв колибри и придававший редкую пикантность выражению ее лица. По-английски она говорила хорошо, с привлекательным акцентом. И в обычае у нее было делать глубокие замечания под видом легкой шутки". Это описание дополняет отзыв биографа Кейнса: "Ее обаяние, веселость и озорство повсюду делали ее любимицей зрителей".

"Джон Мейнард Кейнс Барон Кейнс Лидия Лопухова"                                                                                      William Patrick Roberts - холст, масло - 74 x 81 cm - 1932 - (National Portrait Gallery (United States))
"Джон Мейнард Кейнс Барон Кейнс Лидия Лопухова" William Patrick Roberts - холст, масло - 74 x 81 cm - 1932 - (National Portrait Gallery (United States))

В августе 1925 года в присутствии отца и матери Кейнса и многочисленных друзей состоялась свадьба Мейнарда и Лидии. Для многих женитьба уже известного экономиста на русской балерине воспринималась как скандал. Однако были и другие мнения на этот счет: Герберт Уэллс в том же 1925 году сказал о Лопоковой: "Она не только умна для балерины, она умнее кого бы то ни было, а у Кейнса — самые лучшие мозги в стране". Жизнь показала, что Уэллс оказался прав. Лидия оказалось хорошей женой, настоящим другом и помощником для своего мужа. Р. Херрод, автор биографической книги о Кейнсе, который хорошо знал Лопокову, пишет о ней: "Лидия стала первостепенной личностью. Она была хорошей и верной женой, никогда не улонялась от трудностей. Это создание, созданное из воздуха, полное юмора и эмоциональности, вступило на суровый путь долга как человек, которого с юности воспитывали в строгости. Быть может, глубокая, уравновешенная русская душа помогла ей пронести тяжелое бремя жизни с терпением и благородством. Ее веселость была нескончаемой, ее дух всегда оставался высоким. Никто не слышал ни слова жалобы, и не только слова, но и шепота, ни вздоха. То, что она давала, шло от ее доброй природы и истинной любви".

1924: Russian dancer Lydia Lopokova (Lady Keynes) sitting cross-legged. (Photo by Muriel Straithmore/Topical Press Agency/Getty Images)
1924: Russian dancer Lydia Lopokova (Lady Keynes) sitting cross-legged. (Photo by Muriel Straithmore/Topical Press Agency/Getty Images)

Интересная подробность. Властный Дягилев обычно категорически возражал против замужества своих балерин. Один из его биографов, С. Федоровский, пишет: "Он допускал кое-какие исключения лишь в тех случаях, если такая связь оборачивалась социальными преимуществами и денежной выгодой. Так, балерине Лидии Лопуховой, ставшей женой Кейнса, влиятельного английского экономиста, было разрешено остаться в труппе".

Lydia and Maynard dance their signature piece, the 'Keynes-Keynes'
Lydia and Maynard dance their signature piece, the 'Keynes-Keynes'

Брак с Кейнсом оказался на редкость удачным и счастливым. Разница профессиональных интересов не только не препятствовала, но еще более скрепляла их союз. Начать с того, что Кейнс нашел в лице своей жены вполне понимающего и отзывчивого партнера, с интересом и адекватно реагирующего на волнующие его проблемы.

21st April 1931: Russian dancer Lydia Lopokova (Lady Keynes), rehearsing a ballet. (Photo by Sasha/Getty Images)
21st April 1931: Russian dancer Lydia Lopokova (Lady Keynes), rehearsing a ballet. (Photo by Sasha/Getty Images)

Кейнс не принадлежал к числу тех, кто всю жизнь следит за своими расходами на потребление. Он не был склонен к экстравагантности, но, когда у него были деньги, тратил их не на текущие нужды, а на красивую жизнь. Связь, а затем брак с Лидией Лопуховой сделали меценатство Кейнса еще более разнообразным. Наряду с приобретением картин, ценных рукописей и книг деньги пошли на субсидирование балета и театра. Теперь это во многом было связано с карьерой Лидии. Ей было уже более 30 лет (начало заката для балерины).

И хотя она продолжала танцевать — и с большим успехом — ведущие партии в таких балетах, как "Спящая красавица" Чайковского, "Карнавал" Шумана, "Петрушка" Стравинского, сама труппа Дягилева переживала нелегкие времена. Уходили многие талантливые танцовщики и хореографы, нужны были новые личности, и для всего требовались деньги. Деньги Кейнса во многом продлили жизнь и самой труппы, и выступлений Лидии Лопуховой. Появляются и новые проекты. В 1929 году она танцует в балете Баланчина (впоследствии всемирно известного хореографа, вышедшего из труппы Дягилева и основавшего Американский балет) "Темные и красные розы".

В это же время под патронажем Кейнса она объединяет группу молодых балерин и танцовщиков Англии, получившую название "Общество Камарго" (по сценическому имени знаменитой бельгийской танцовщицы XVIII века Анн Куппи), и продолжает танцевать сама. Балетом "Коппелия" она завершает свой последний балетный выход в 1933 году в большом гала-концерте на сцене театра Ковент-Гарден. Интересно и другое. Именно "Общество Камарго" (оно прекратило свою деятельность в условиях глубокого экономического кризиса в 1933 году) стало тем ядром, которое впоследствии заложило основы балетной труппы Ковент-Гардена и вообще способствовало возрождению этого знаменитого театра Великобритании.

British economist John Maynard Keynes (1883 - 1946) with his wife, ballerina Lydia Lopokova. Original Publication: Picture Post - 361 - Mr Keynes Has A Plan - pub. 1940 (Photo by Tim Gidal/Getty Images)
British economist John Maynard Keynes (1883 - 1946) with his wife, ballerina Lydia Lopokova. Original Publication: Picture Post - 361 - Mr Keynes Has A Plan - pub. 1940 (Photo by Tim Gidal/Getty Images)

Итак, с балетом Лидия покончила. Но на этом она не успокаивается. В ней просыпается талант драматической актрисы. Поддерживаемая азартом своего неугомонного мужа, она уже готовится выступить в пьесе Шекспира "Двенадцатая ночь...", что увенчалось заметным успехом. У самого Кейнса появляется новый грандиозный план: он решает начать строительство кембриджского Театра искусств, в котором конечно же должна была играть его Лидия. Но дело не только в ней. Кейнс вообще считал театр необходимым звеном в образовании студентов. Он писал, в частности: "Хороший маленький театр... так же необходим нам для понимания драматических искусств с их сложной зависимостью от литературы, музыки и художественного оформления, как лаборатория для экспериментальной науки. Замечательная особенность нашего поколения в том, что мы далеко продвинулись в возвращении театру... того места в ряду серьезных интересов университета, какое он занимал в начале семнадцатого столетия".

Ballerina Lydia Lopokova, Lady Keynes, exercises in front of a large mirror. (Photo by Sasha/Getty Images)
Ballerina Lydia Lopokova, Lady Keynes, exercises in front of a large mirror. (Photo by Sasha/Getty Images)

Строительство театра завершилось в 1936 году (кстати, одновременно с выходом в свет "Общей теории"). Театральный сезон, конечно, был открыт с участием Лидии, сыгравшей главные роли в ряде ибсеновских пьес. Критика отозвалась благоприятно, и даже блумсберийцы, не говоря уже о Кейнсе, были в восторге. Как писал Скидельски, "следующий год он проводил большей частью в хлопотах вокруг этих двух своих творений, переключая ум со споров с собратьями-экономистами на заботы о сценической карьере Лидии и обеспечение приличного меню и обслуживания в театральном ресторане".

Sir Frederick Ashton; Harold Turner; Lydia Lopokova in 'The Masque of Beauty and Pleasure' Sir Frederick Ashton; Harold Turner; Lydia Lopokova in 'The Masque of Beauty and Pleasure'  © Cecil Beaton Studio Archive, Sotheby's London
Sir Frederick Ashton; Harold Turner; Lydia Lopokova in 'The Masque of Beauty and Pleasure' Sir Frederick Ashton; Harold Turner; Lydia Lopokova in 'The Masque of Beauty and Pleasure' © Cecil Beaton Studio Archive, Sotheby's London

Лидия Лопокова была не только хорошей женой Мейнарду Кейнсу. Она многое сделала для пропаганды русского искусства — классической литературы и балета Дягилева — зарубежом. В 1938 году Лидия Лопокова выступала на радио с программой русской классической литературы, Чехова, Толстого, Горького и Достоевского, а в 1943 году была комментатором радиопостановки "Войны и мира" Толстого.

Она никогда не забывала русские традиции, русский язык и оставалась русской на протяжении всей своей жизни в Англии. Об этом свидетельствует ее статья "Мы русские, вы — англичане", которая появилась 13 марта 1929 года в "Дейли Кроникл".

30th January 1943: Russian born ballerina and wife of the economist John Maynard Keynes, Lydia Lopokova reading from a script during a BBC radio recording of Tolstoy's 'War and Peace'. Original Publication: Picture Post - 1344 - The BBC Broadcasts The Worlds Greatest Novel: War & Peace - pub. 1943 (Photo by Kurt Hutton/Picture Post/Hulton Archive/Getty Images)
30th January 1943: Russian born ballerina and wife of the economist John Maynard Keynes, Lydia Lopokova reading from a script during a BBC radio recording of Tolstoy's 'War and Peace'. Original Publication: Picture Post - 1344 - The BBC Broadcasts The Worlds Greatest Novel: War & Peace - pub. 1943 (Photo by Kurt Hutton/Picture Post/Hulton Archive/Getty Images)

Лопухова прожила долгую жизнь. Мейнард Кейнс умер в 1946 году. Лидии Лопуховой было в это время 53 года. Без Кейнса она прожила еще 36 лет, но эти годы ничем примечательным не ознаменовались. Она писала: "И теперь, без него, мне так одиноко. Свет погас. Я в горе и плачу". Некоторое время она еще проявляла интерес к театру и балету, однако уже с начала 60-х годов окончательно уединилась в милом ее сердцу и воспоминаниям Тилтоне. Здесь она встречалась с друзьями, читала книги, вспоминала о своих днях в балете. Она по-прежнему отличалась эксцентричностью и нежеланием учить английский язык. Она много рассказывала знакомым и друзьям, навещавшим ее, о своем учителе Петипа, о Дягилеве, Нижинском, Карсавиной, Мясине. К сожалению, она не писала своих воспоминаний (за исключением небольшой статьи на смерть Сергея Дягилева). А ей было о чем рассказать. Правда, в 1934 году она выступала на радио БиБиСи со своими воспоминаниями о Дягилевской труппе. Эти воспоминания были опубликованы Мило Кейнсом только в 1983 году.

Lydia Lopokova, c.1940 : Duncan Grant : ArtimageCreator: Duncan Grant Copyright: © Estate of Duncan Grant. All rights reserved, DACS/Artimage 2020. Image: © National Portrait Gallery
Lydia Lopokova, c.1940 : Duncan Grant : ArtimageCreator: Duncan Grant Copyright: © Estate of Duncan Grant. All rights reserved, DACS/Artimage 2020. Image: © National Portrait Gallery

Умерла Лидия в 1981 году, и племянник Кейнса — Ричард Кейнс развеял ее прах на том же холме Даунс, где в свое время был развеян прах ее мужа.

Образ Лидии Лопоковой сохранился не только в воспоминаниях современников и исследованиях историков балета, но и в произведениях искусства. Конечно, она занимает исключительное место в истории русского балета, но, пожалуй, не меньшую роль она сыграла и как жена знаменитого экономиста, и как посол русской культуры в Англии.

Источник


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded