Categories:

Гравюра по рисунку Жана Батиста Грёза из Музея Ханенко в Киеве

Французский художник Жан-Батист Грёз (1725-1805)  прославился своими портретами и сентиментальными изображениями бытовых  сцен, героями которых часто выступали дети. У самого художника было две  дочери, которых он неоднократно изображал на своих полотнах. События  собственной семейной жизни, очевидно, вдохновили мастера и на создание  двух рисунков («Отправление к кормилице» и «Возврат от кормилицы»),  позже переведённых в гравюры, одна из которых хранится в коллекции музея  Ханенко.

Обычай обращаться к услугам кормилиц существовал с древних времён и  упоминается даже в Библии. В XVIII веке эта практика достигла пика,  поэтому изображённое Грёзом событие было знакомо большинству семей того  времени: мальчик, который провёл первые годы своей жизни вдали от  матери, у кормилицы, возвращается домой.

Художник мастерски передаёт шумную атмосферу этого важного момента.  Встречать ребенка собрались все домочадцы, и даже пёс. Мать пытается  обнять мальчика, а он, испуганный, льнёт к кормилице.

Франсуа Юбер (1744–1809), Возвращение от кормилицы. Гравюра резцом, офорт, 1767
Франсуа Юбер (1744–1809), Возвращение от кормилицы. Гравюра резцом, офорт, 1767

Рядом на детском стульчике примостился юноша и, пытаясь развлечь  малыша, бьёт в игрушечный барабан, только усиливая беспокойство ребёнка.  Этот барабан, также как и игрушечная лошадка — подарки малышу, которые,  однако, в этот момент его не интересуют — он напуган толпой незнакомых  ему людей.

Очень вероятно, что за несколько лет, проведённых мальчиком у  кормилицы, мать совершенно его не проведывала или делала это крайне  редко, ведь частые выезды за город стоили дорого, а содержать кормилицу в  собственном доме могли только самые состоятельные семьи.

Каким бы странным это не казалось сегодня, но в XVIII веке, отправляя  младенца к кормилице в провинцию, родня руководствовалась, в частности,  соображениями его безопасности и здоровья: считалось, что в городе  условия для ребёнка неблагоприятны и лучше, чтоб он провёл свои первые  годы на природе.

По крайней мере начиная с XVII века, врачи и моралисты время от  времени протестовали против отдачи младенцев кормилицам, утверждая, что  молоко даже не очень здоровой и сильной матери полезнее для ребёнка, чем  молоко чужой женщины. Однако обычай прочно держался до конца XIX века.

А.С. Исайкова, ведущий научный сотрудник Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко

Журнал «Страна Знаний» №8, 2017  

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded