Печальная судьба Александра Годунова
Если человек не в ладах сам с собой, то место проживания и государственный строй значения не имеют. Так сложилась жизнь Александра Годунова, что в СССР он не смог «встроиться» в предлагаемые жизненные обстоятельства. После «побега» в США психологически комфортнее не стало. Своим там танцовщик также не стал.
Детство
Саша Годунов родился на Сахалине, куда родители приехали работать после войны из Ленинграда. Что-то в отношениях не заладилось, родители разошлись, когда мальчику было 3 года, а его брату – 5. Мать с детьми переехали к брату в Ригу. Отец о детях забыл…
В столице Латвии Саша впервые в 9 лет встал к балетному станку. Он был самым маленьким в классе, особых перспектив поначалу учителя не видели. Скорее всего, именно в подростковом возрасте и сформировался характер парня: скрытный, но с диким стремлением стать первым, во что бы то ни стало! Ему бы еще немного везения, а главное – умения просчитывать дальнейшие действия, а не идти напролом.
Начало сольной карьеры
В 1967 году выпускник рижского хореографического училища получил приглашение в «Молодой балет» Игоря Моисеева. Конечно, же Годунов мечтал о главной сцене Советского Союза – Большом театре. Реальность оказалась гораздо хуже. Местные чиновники распределили новичка в местный театр оперы и балета.
Переговоры с местным начальством к успеху не привели, и Александр попросту сбежал в Москву. Моисеев его тепло принял и сам уладил все формальности.
В «Молодом балете» танцовщик быстро перешел на уровень «премьера». Интересно, что стремительно расти он начал в возрасте 17 лет. Иначе ему грозил удел – кордебалет.
С 1967 по 1971 годы со знаменитым коллективом Годунов гастролировал по разным странам мира, но подростковая мечта жила и цвела: попасть в Большой театр.
Большой театр – большой гадюшник
В 1971 году голубая мечта Александра сбылась: он – в Большом театре и дебютирует в «Лебедином озере»… В тайны подковерных игр его заранее разумеется не посвятили... Молодой танцовщик оказался в клане Майи Плисецкой. В этих обстоятельствах у него автоматически появились «враги»: Юрий Григорович и Владимир Васильев.
За 8 лет Александр Годунов танцевал в постановках:
«Лебединое озеро»;
«Спартак»;
«Дон Кихот»;
«Жизель»;
«Весна священная»;
«Баядерка».
Зато в паре с Плисецкой:
«Кармен» – более 40 спектаклей;
«Анна Каренина» – 30 постановок;
«Любовью за любовь» – 20 раз.
Война кланов вела к ограничениям в получении ролей. Другой бы радовался, что выходит на главную сцену страны, Годунову же этого было мало, он ревновал к славе более знаменитых коллег.
В зарубежные гастроли артиста долго не пускали. После того, как в 1974 году сбежал в США однокурсник Михаил Барышников, Годунов постоянно чувствовал за собой неусыпный контроль. Что творилось в его душе не знала даже его жена.
Интересно, что несмотря на внутренние театральные войны, в 1979 году Григорович взял Годунова на роль Тибальда в реанимированный спектакль «Ромео и Джульетта».
Личная жизнь
В солистку театра Людмилу Власову Годунов влюбился с первого взгляда. Познакомились они в доме ВТО, удивительно, что не на сцене, а в зале. Женщина ответила взаимностью. Чувства обоих были настолько сильными, что балерина развелась с предыдущим мужем-чиновником и вышла замуж за человека на 6,5 лет моложе себя. Однако в глубину души танцовщик не пускал даже любимую.
Случайный телефильм
В 1978 году режиссер Леонид Квинихидзе снимал первый в СССР фильм в жанре фэнтези «31 июня». В советском лексиконе такого термина не было, называли сказкой для взрослых.
Главная задумка автора была в том, что главные герои должны сами танцевать сложные номера. Для этого пригласили Александра Годунова, Людмилу Власову и Наталью Трубникову. Картина вышла 31 декабря 1978 года в самый канун Нового года.
Годунова стали узнавать простые граждане, а не только поклонники балетного искусства.
Побег
Как долго Александр Годунов размышлял о побеге из СССР, знал только он сам. Супруга даже в современных интервью утверждала, что ей ничего об этом было не известно.
19 августа 1979 года Александр Годунов ушел из гостиницы в Нью-Йорке в футболке и джинсах, без документов. Людмила забеспокоилась на следующий день, когда представители КГБ стали задавать «лишние» вопросы.
Оказалось, что побег оказался неожиданным и для спецслужб США. Артист сначала обратился к знакомым эмигрантам, затем к Бродскому, а потом – в службу по делам беженцев. Несколько фото и интервью – и обратная дорога была отрезана.
Людмила заявила, что она однозначно хочет вернуться домой, так как не может оставить престарелую мать.
Знаменитые трое суток задержания советского самолета в аэропорту Нью-Йорка, переговоры почти на высшем уровне закончились вылетом балерины на родину. Александр все 3 дня просидел в микроавтобусе рядом с лайнером, надеясь, что жена, если не уедет с ним, так хотя бы попрощается.
Жизнь в Америке
Когда страсти улеглись, Александр остался абсолютно один. Михаил Барышников взял его в свой балетный театр. В США не популярен балет классический, а перестраиваться на новые веяния Годунов не хотел. Через 3 года контракт с ним расторгли.
Он собрал свою антрепризу, объездил с собственной труппой полмира, затем внезапно все бросил. Новая женщина – Жаклин Биссет и редкие друзья отмечали, что артист постоянно находился в состоянии депрессии, тоски, ностальгии, которые традиционно заглушались алкоголем.
В середине 80-х Годунов отправился покорять Голливуд. Однако ему доставались роли плохих парней славянской национальности. С английским языком у артиста так и не сложилось отношений, а озвучивать роль другим актером в США не принято. Александр отметился в:
«Свидетеле»;
«Долговой яме»;
«Крепком орешке»;
«Музее восковых фигур-2».
В 90-е годы он поддерживал форму в небольшой балетной студии Голливуда, занимаясь с парой молодых эмигрантов из России.
Да, за 15 лет он заработал миллион долларов, успел съездить к матери и брату в Латвию, но успеха и славы, которые были бы его достойны, не получил и за океаном.
Ранний уход
Александра Годунова нашли в собственной квартире бездыханным только через три дня — 18 мая 1995 года. В заключении о кончине значится: осложнения гепатита, которые были обусловлены хроническим алкоголизмом,что и привело к разрушению печени.
Похорон как таковых не было. По завещанию его кремировали, а прах должны были развеять над океаном.
Через несколько лет Жаклин приехала в Россию, чтобы пообщаться с женщиной, которую Александр любил всю жизнь — Людмилой Власовой. Они совершили православный обряд отпевания и поставили символический памятник на Введенском кладбище рядом с могилой балетного учителя Годунова. Эпитафия звучит так: «Ты всегда с нами».