dem_2011

Category:

Пятьсот лет, двести композиторов, одна мелодия

Не только современные авторы тиражируют один мотив (или гармоническую последовательность) во множестве копий. В мировой музыке есть мелодии претендующие на звание самых долгоиграющих в истории.

Историческая драма 1992 года Ридли Скотта "1492: Завоевание рая" среди множества недостатков запомнилась меломанам оригинально-эпическим саундтреком греческого композитора Вангелиса.

В основе главной темы лежит мелодия народного танца, которую до Вангелиса использовали порядка двухсот композиторов. Первые упоминания танца встречаются в португальских текстах XV века. Исполнялся он в быстром темпе мужчинами переодетыми в женщин. Всё это безумие получило соответствующее название - folia (страсть, безрассудство).

Постепенно среди множества тем выделилась основная мелодия, которая к середине XVII века окончательно стабилизировалась, сформировавшись узнаваемой ре-минорной последовательностью аккордов.

С этого момента фолия прочно обосновалась в западно-европейской музыке. В подавляющем большинстве случаев она имела форму "темы с вариациями". Порой возникала как цитата без развития, иногда служила основой для другой мелодия, и даже маскировалась.

В современных музыкальных реалиях её можно услышать в саундтреках к фильмам и видеоиграм.

Открывает плейлист марш образца 1672 года французского композитора Жана-Батиста Люлли.

Музыка марша использовалась в фильме 2000 года "Король танцует" режиссёра Жерара Корбьё.

Итальянский скрипач и композитор Арканджело Корелли сочинил такие яркие вариации, что многие были уверены в его авторстве темы фолии. Это Двенадцатая ре минорная соната из пятого опуса, впервые опубликованная в Риме 1 января 1700 года.

Через пять лет сладкозвучный Антонио Вивальди публикует Трио-сонату ре минор (RV63). Как указано на титульном листе сборника, она могла исполняться двумя скрипками и виолончелью или двумя скрипками и клавесином.

Фолиа Вивальди открывается темой (Адажио), за которой следуют 19 вариаций по 16 тактов каждая, все они в тональности ре минор, как в медленном, так и в быстром темпе. Мелодия прямолинейна, без украшательств. Инструменты то перебрасывают мотив друг другу, то играют в унисон, то выступают на первый план, то уходят на второй в качестве гармонической поддержки.

Не является фолией в классическом понимании сочинение Георга Фридриха Генделя - Сарабанда ре минор из клавесинной сюиты (HWV 437)

Эта музыка звучит в разного рода сериалах и кинофильмах, в драматических и псевдотрагических моментах. Например, её можно услышать в историческом фильме "Барри Линдон" американского режиссёра Стэнли Кубрика.

Иоганн Себастьян Бах не мог пройти мимо мелодии фолии. Она слышится в арии "Unser trefflicher lieber Kammerherr" из светской кантаты "Mer hahn en neue Oberkeet". Номер в каталоге BWV 212 или просто - "Крестьянская кантата".

Его сын, Карл Филипп Эммануил в 1778 году сочиняет "Двенадцать вариаций на тему испанской фолии в ре миноре".

Людвиг ван Бетховен цитирует мелодию танца в Анданте Пятой симфонии.

Двадцать шесть вариаций создаёт в 1815 году Антонио Сальери. Удивительной красоты музыка получилась у композитора.

Николо Паганини финальную часть Шестого скрипичного концерта начинает с шестнадцати тактов фолиевой темы. Затем она искажается и трансформируется, пока снова не зазвучит в чистом виде в середине композиции.

Мелодия фольи появляется в нескольких вариациях "Испанской рапсодии" Ференца Листа.

Фолия дважды исполняется во втором акте комической оперы французского композитора Адольфа Адана "Тореадор".

Серей Васильевич Рахманинов в 1932 году вдохновлённый сочинением Корелли пишет двадцать две вариации на его тему, а по сути продолжает увековечивать фолию.

В 2004 году валлийский композитор Карл Дженкинс представил свою интерпретацию древней мелодии в версии для маримбы и струнного оркестра, доказав невероятную жизненность этой темы.

Спустя сотни лет мелодия фолии по-прежнему будоражит воображение, оправдывая своё безумное название. Никто не знает каким образом эта скромная мелодия, впервые созданная средневековыми крестьянами, овладела таким количеством композиторов.

А здесь вы сможете посмотреть в хронологическом порядке имена композиторов, написавших вариации на тему Фолии.

Источник

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded