Анна Яблонская. «Видеокамера»
24 января 2011 года в зале международных прилётов московского аэропорта «Домодедово» террорист-cмертник привел в действие взрывное устройство. В результате террористического акта погибли 37 человек, еще 180 получили ранения различной степени тяжести. Среди погибших оказалась Анна Яблонская, поэт, драматург, и просто талантливый человек.
Аня летела из Одессы в Москву на вручение престижной премии журнала «Искусство кино» за пьесу «Язычники». Из более пятисот произведений жюри конкурса выбрало только пять, в том числе Анину пьесу.
Когда умирают люди, это всегда трагедия. Но когда уходят из жизни молодые, на взлете жизни — почему?! Нет горше для родителей хоронить своих детей. У Ани осталась дочь Маша, которой за 3 дня до гибели мамы исполнилось 3 годика.
Говорят, что Аня предчувствовала свою смерть. И боялась летать на самолетах, но по необходимости приходилось летать. Правда, когда она была в 11 классе, совершила свой первый прыжок с парашютом. Как она сама об этом писала: «Прыгнуть с парашютом было моей заветной детской мечтой».
«Никогда не думала, что она станет явью после первого одесского конкурса "Мисс Пресса", где от клуба экстремальных видов спорта "Ультраспорт" я получила специальный приз — талон на прыжок», — писала Аня.
Ей не было страшно. Ей было интересно! Не знаю, может это бесстрашие молодости. Кому не хочется испытать себя? Но как вам такой приз?
Аня вела живой журнал в Интернете с красивым ником silkhat (шелковый цилиндр). Теперь этот блог мемориальный, туда нельзя писать и что-то добавлять.
Многие обратили внимание на запись в блоге, сделанную Аней 21 декабря 2010: « Мне кажется у меня осталось очень мало времени». А 27 декабря она написала: «Не люблю тесты и тосты. Поддалась общей панике. Завершающая часть тоста — особенно хороша. Это так и есть»:
Новогодний тост от Live1000: silkhat: «В будущем году хочу осуществить в своем театре большую массовую постановку на определенную тему с определенными аллюзиями из русской классики. В общем, давайте выпьем за то, чтобы уверить людей, что я "покаялся" перед смертью».
Последняя фраза — цитата из дневника Льва Толстого.
Российский театральный критик Павел Руднев так писал о ней:
Драматург Анна Яблонская – это особое имя в русскоязычной новой
пьесе. Одесситка по месту проживания, она как человек
современный, к счастью, лишена дурного одесситства в стиле письма и
мировоззрении. Российский автор на украинской земле,
востребованный, признанный, увенчанный премиями в отдаленной
метрополии и едва ли замечаемый в украинской театральной среде.
Яблонская – одна из самых важных представительниц женской линии
в новой российской драме.
Пьеса «Видеокамера» написана изящным белым стихом. Сегодняшняя
сценическая реальность сугубо прозаична, стремится к
документальности и сухости, потому современные пьесы в стихах принято
считать если не графоманией, то несбыточными грёзами о
несбыточном ино-театре, а совсем не материалом для насущных нужд
современной сцены. У Яблонской другое. Верлибром она выбивает
из-под ног своих персонажей право на логику,
рассредотачивает сугубо реалистическую, утопленную в скучном быте торгового
центра картинку. Физиология становится метафизичной, а быт
превращается в абсурдную сказку.
У Анны Яблонской в «Видеокамере» пронзительный конфликт – конфликт
общества эпохи потребления с прозревшим человеком, внезапно
выпавшем из законов этого общества. Идеально работающая
японская техника не фиксирует сочной радости жизни, тем более
если этой радости в самом деле не существует.
Пьеса Анны Яблонской «Видеокамера»