Стоически переносящая невзгоды немецкая жена Михаила Ломоносова
События, о которых пойдёт речь, отстоят от нас на 250 с лишним лет, поэтому многих деталей уже никогда не удастся восстановить. В то время не было передачи «Пусть говорят», не издавалась «Экспресс-газета» и не пестрила светской хроникой лента в Дзене. А вот люди жили похожие: безрассудно-импульсивные в молодости, но умеющие признавать ошибки, а главное, ценящие верность и преданность.
Студент прохладной жизни
Ломоносов со своим рыбным обозом добрался до Москвы в 19 лет, однако обо всём, что происходило в его жизни в Холмогорах, наши современники практически не имеют представления. Четыре года пребывания в Москве и ещё один в Киеве не добавят красок нашему рассказу. Можно было бы обойтись картонным представлением, что молодого человека интересовала только наука, но любой, кто был студентом, наверняка догадывается, что Ломоносов к 25 годам едва ли обошёлся без любовных связей.
Впрочем, значения им он и впрямь не придавал. Успев в детстве пожить при матери и двух разных мачехах, Михаил пришёл к выводу, что жениться нужно не на первой попавшейся, и не на самой красивой, а на той, которая сможет обеспечить бытовую сторону семейной жизни и наладить в доме душевную атмосферу. Да и сам брак имеет смысл заключать, только если за душой уже есть средства к существованию.
Такой подход позволил Ломоносову не растрачивать время понапрасну: усердной учёбой он заслужил право стажировки в Германии, в Марбургском университете. По приезду Михаил поселился в доме овдовевшей фрау Цильх. При жизни муж-пивовар неплохо обеспечивал семью, но после его смерти женщине и её юной дочери нужен был дополнительный доход, который и приносили квартиранты.
В интернете нетрудно найти красочные описания возвышенных чувств, которые якобы питал к подрастающей девочке русский студент. Романтические сказки – это, конечно, прекрасно, но, судя по тому, как развивались события, любовь здесь была только со стороны молодой немки.
То? что между ними произошло, высокопарно называется «в феврале 1739 года они сочетались гражданским браком». Момент объясняется тоже на редкость просто: русских студентов переводили из Марбурга во Фрайберг. Влюблённая Елизавета решила, что она больше никогда не увидится с этим статным красавцем, и дала волю своим чувствам, а может и Михаил посчитал нужным «достойно проститься» с девушкой, которая росла и хорошела у него на глазах.
Так или иначе, через 9 месяцев у Елизаветы Цильх родилась дочь, и в 1740 году молодым родителям пришлось венчаться. Впрочем, вскоре Ломоносов начал собираться на Родину, сказав супруге, что обустроит быт в России и перевезёт её к себе.
По факту он просто бросил жену, которая снова ждала ребёнка, имела на руках годовалую дочь и должна была ухаживать за серьёзно заболевшей матерью.
На протяжении следующих двух лет в России Ломоносов не рассказал о супруге вообще никому и, похоже, собирался просто забыть этот эпизод своей жизни. В конце концов, о браке никто не знал, да и заключён он был по протестантскому обычаю, то есть его – православного – ни к чему не обязывал.
В горе и в радости
А вот Елизавета ждала и верила, что муж сдержит своё слово. В декабре 1741 года она родила сына, назвав его Иваном. Увы, мальчик умер, прожив всего месяц. Следом в могилу последовала и её мать, а вестей от мужа всё ещё не было. Самое печальное, что Ломоносов не оставил никакого способа с ним связаться, пообещав, что напишет первым.
Однако Елизавета Цильх оказалась действительно волевой и очень любящей женщиной. Она разыскала русского посла и попросила того передать весточку супругу. Так, в 1743 году история получила огласку. В России к тому времени правила уже не Анна Иоанновна, а Елизавета Петровна, поэтому строгих санкций к учёному не применили, но повелели перевезти жену и дочь и венчаться по православному обычаю.
В тот момент быт Ломоносова был устроен совсем не так, как ему хотелось бы, а встречать супругу и вовсе не довелось. Как раз тогда произошёл его знаменитый конфликт с немцами в Академии наук, поэтому к моменту приезда жены учёный пребывал под стражей.
Дорога из Германии вышла трудной, что стало причиной скорой смерти дочери Екатерины. К тому же Ломоносову после освобождения сохранили место в Академии, но вполовину урезали содержание, поэтому на следующий год семья едва сводила концы с концами. Вот в таких обстоятельствах учёный и осознал, насколько его случайная в общем-то супруга соответствует тому идеалу женщины, который он для себя искал.
Скромная, неприхотливая, стоически переносящая невзгоды Елизавета (крещёная в православие с отчеством Андреевна) взяла на себя заботу о доме, оберегала учёного от бытовых проблем, позволяя сосредоточиться на науке, и по-настоящему завоевала его сердце. Неслучайно в труде «О сохранении и размножении российского народа» идеальной разницей в возрасте между мужем и женой Ломоносов назвал именно 9 лет – ровно столько было между ним и его супругой.
Они прожили душа в душу почти 20 лет и стали образцом счастливой семейной пары: никаких размолвок или связей на стороне, в свете появлялись нечасто, но почти всегда вместе. В 1765 году учёный скончался на руках жены, ставшей для него настоящим ангелом-хранителем. Ещё через год умерла и сама Елизавета Андреевна Ломоносова – женщина, оказавшаяся достойной своего великого мужа.