dem_2011

Category:

"Душа, как ты становишься прекрасней..."

9 февраля 1885 года родился Альбан Берг

Душа, как ты становишься прекрасней, глубже после снежных бурь.

П. Альтенберг

А. Берг — один из классиков музыки XX в. — принадлежал к так называемой нововенской школе,  сложившейся в начале столетия вокруг А. Шёнберга, куда входили также А.  Веберн, Г. Эйслер и др. Берга, как и Шёнберга, принято относить к  направлению австро-немецкого экспрессионизма  (причем к его наиболее радикальной ветви) благодаря его поискам крайней  степени выразительности музыкального языка. Оперы Берга в связи с этим  называли «драмами крика». 

Берг явился одним из характерных выразителей ситуации своего времени —  трагически-кризисного состояния буржуазного общества периода первой  мировой войны и годов, предшествующих наступлению в Европе фашизма. Его  творчеству присущи социально-критический настрой, обличение цинизма  буржуазных нравов, подобно фильмам Ч. Чаплина, острое сочувствие  «маленькому человеку». Ощущение беспросветности, тревоги, трагизма  типично для эмоциональной окраски его сочинений. Вместе с тем Берг —  вдохновенный лирик, сохранивший в XX в. романтический культ чувства, в  такой степени свойственный прошедшему XIX столетию. Волны лирических  нарастаний и спадов, широкое дыхание большого оркестра, заостренная  экспрессия струнных инструментов, интонационная напряженность, пение,  насыщенное множеством выразительных нюансов, составляют специфику  звучания его музыки, и эта полнота лирики противостоит безнадежности,  гротеску и трагизму.

Берг родился в семье, где любили книги, увлекались игрой на рояле,  пением. Старший брат Чарли занимался вокалом, и это дало повод юному  Альбану сочинять многочисленные песни с сопровождением фортепиано. Желая  получить профессиональное образование по музыкальной композиции, Берг  стал обучаться под руководством Шёнберга, пользовавшегося репутацией  педагога-новатора. Он учился на классических образцах, приобретая в то  же время умение использовать новую технику для новых типов  выразительности. Собственно обучение длилось с 1904 по 1910 г., в  дальнейшем это общение переросло в теснейшую творческую дружбу на всю  жизнь. 

Среди первых самостоятельных по стилю сочинений Берга — Соната для фортепиано,  окрашенная мрачным лиризмом (1908). Однако первые исполнения сочинений  не вызывали сочувствия слушателей; у Берга, так же как у Шёнберга и  Веберна, возникал разрыв между их левыми устремлениями и классическими  вкусами публики.

В 1915-18 гг. Берг служил в армии. По возвращении он принимал участие  в работе Общества частных исполнений, писал статьи, был популярен как  педагог (к нему обращался, в частности, известный немецкий философ Т.  Адорно). 

Произведением, которое принесло композитору всемирное признание, стала опера «Воццек»  (1921), премьера которой (после 137 репетиций) состоялась в 1925 г. в  Берлине. В 1927 г. опера была поставлена в Ленинграде, и автор приезжал  на премьеру. На его родине исполнение «Воццека» вскоре было запрещено —  мрачная атмосфера, порождавшаяся ростом немецкого фашизма, трагически  сгущалась. В процессе работы над оперой «Лулу»  (по пьесам Ф. Ведекинда «Дух земли» и «Ящик Пандоры») он увидел, что о  ее постановке на сцене не может быть и речи, произведение осталось  незаконченным. Остро ощущая враждебность окружающего мира, Берг написал в  год смерти свою «лебединую песню» — Концерт для скрипки «Памяти  ангела».

За 50 лет своей жизни Берг создал сравнительно немного произведений.  Наиболее знаменитыми из них стали опера «Воццек» и Концерт для скрипки с  оркестром; много исполняются также опера «Лулу»; «Лирическая сюита для  квартета» (1926); Соната для фортепиано; Камерный концерт для  фортепиано, скрипки и 13 духовых инструментов (1925), концертная ария  «Вино» (на ст. Ш. Бодлера в переводе С. Георге — 1929).

В своем творчестве Берг создал новые типы оперного спектакля и  инструментальных произведений. Опера «Воццек» была написана по драме Г.  Бюхнера «Войцек». «В мировой оперной литературе не было примера  сочинения, героем которого стал маленький, забитый человек, действующий в  повседневной обстановке, вычерченный со столь же поразительной  рельефностью» (М. Тараканов). Денщику Воццеку, над которым куражится его  капитан, проводит шарлатанские опыты маньяк-доктор, изменяет  единственное дорогое существо — Мари. Лишившись последней надежды в  своей обездоленной жизни, Воццек убивает Мари, после чего и сам гибнет в  болотной топи. Воплощение такого сюжета стало актом острейшего  социального обличения. Сочетание в опере элементов гротеска,  натурализма, возвышающей лирики, трагических обобщений потребовало  разработки новых типов вокального интонирования — различных видов  речитатива, приема, промежуточного между пением и речью (Sprechstimme),  характерных интонационных изломов мелодии; гипертрофии музыкальных черт  бытовых жанров — песни, марша, вальса, польки и др. с сохранением при  этом широкого полнозвучия оркестра. О соответствии в «Воццеке»  музыкального решения идейному замыслу писал Б. Асафьев: «...Я не знаю  иной современной оперы, которая сильнее, чем „Воццек“, подкрепила бы  социальное предназначение музыки как непосредственного языка чувств,  особенно при таком изумительном сюжете, как драма Бюхнера, и при таком  умном и проницательном охвате сюжета музыкой, как это удалось сделать  Бергу».

Концерт для скрипки с оркестром  стал новой ступенью в истории этого жанра — ему придан трагический  характер реквиема. Концерт был написан под впечатлением смерти  восемнадцатилетней девушки, поэтому он получил посвящение «Памяти  ангела». Разделы концерта отражают образы короткой жизни и быстрой  смерти юного существа. Прелюдия передает ощущение зыбкости, хрупкости и  некоторой отрешенности; Скерцо, символизирующее радости жизни, построено  на отзвуках вальсов, лендлеров, содержит народную каринтийскую мелодию;  Каденция воплощает крушение жизни, приводит к яркой  экспрессионистической кульминации сочинения; Хоральные вариации ведут к  очищающему катарсису, который символизирует цитата хорала И. С. Баха (из  духовной кантаты № 60 Es ist genug).

Творчество Берга оказало огромное влияние на композиторов XX в. и, в  частности, на советских — Д. Шостаковича, К. Караева, Ф. Караева, А.  Шнитке и др.

В. Холопова

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded