dem_2011

Categories:

Иван Петрович Павлов. К 85-летию со дня смерти

Иван Петрович Павлов в Российской Академии наук
Иван Петрович Павлов в Российской Академии наук

Иван Петрович родился 14 (26) сентября 1849 года в городе Рязани. Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были священнослужителями в Русской православной церкви. Отец Пётр Дмитриевич Павлов (1823—1899), мать — Варвара Ивановна (урождённая Успенская) (1826—1890).

Окончив в 1864 году рязанское духовное училище, Павлов поступил в Рязанскую духовную семинарию, о которой впоследствии вспоминал с большой теплотой. На последнем курсе семинарии он прочитал небольшую книгу «Рефлексы головного мозга» профессора И. М. Сеченова, которая перевернула всю его жизнь. В 1870 году поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета (выпускники семинарии были ограничены в выборе университетских специальностей), но через 17 дней после поступления перешёл на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, специализировался по физиологии животных у И. Ф. Циона и Ф. В. Овсянникова. 

Цитаты И. П. Павлова:

  • «У  нас находится на излечении больная с чрезвычайно расслабленной нервной  системой. Когда ей показывают красный цвет и говорят, что это не красный  цвет, а зеленый, она с этим соглашается и заявляет, что, всмотревшись  внимательно, она действительно убедилась, что это не красный, а зеленый  цвет... При болезненной нервной системе, при ее парадоксальном состоянии  теряется восприимчивость к действительности, а остается восприимчивость  только к словам. Слово начинает заменять действительность. В таком  состоянии находится сейчас все русское население. Вообще, я должен  высказать свой печальный взгляд на русского человека. Русский человек  имеет такую слабую мозговую систему, что он не способен воспринимать  действительность как таковую. Для него существуют только слова. Его  условные рефлексы координированы не с действительностью, а со словами».
  • «…я был, есть и останусь русским человеком, сыном Родины, её жизнью  прежде всего интересуюсь, её интересами живу, её достоинством укрепляю  своё достоинство».
  • «Мы жили и живём под неослабевающим режимом террора и насилия.  <…> Я всего более вижу сходства нашей жизни с жизнью древних  азиатских деспотий. Пощадите же родину и нас».

Из выступления И. П. Павлова в декабре 1929 года в первом Медицинском институте в Ленинграде по случаю 100-летия со дня рождения И. М. Сеченова: 

  • «Введён в Устав Академии [наук] параграф, что вся работа должна вестись на платформе учения Маркса и Энгельса —  разве это не величайшее насилие над научной мыслью? Чем это отличает от  средневековой инквизиции? <…> Нам приказывают (!) в члены Высшего  ученого учреждения избирать людей, которых мы по совести не можем  признать за учёных. <…> Прежняя интеллигенция частию истребляется,  частию и развращается.  <…> Мы живём в обществе, где государство — всё, а человек —  ничто, а такое общество не имеет будущего, несмотря ни на какие  Волховстрои и Днепрогэсы».

Из письма министру здравоохранения РСФСР Г. Н. Каминскому от 10 октября 1934 года:

  • «К  сожалению, я чувствую себя по отношению к Вашей революции почти прямо  противоположно Вам. Меня она очень тревожит… Многолетний террор и  безудержное своеволие власти превращает нашу азиатскую натуру в позорно  рабскую. А много ли можно сделать хорошего с рабами? Пирамиды? Да; но не  общее истинное человеческое счастье. Недоедание и повторяющееся  голодание в массе населения с их непременными спутниками — повсеместными  эпидемиями подрывает силы народа. Прошу меня простить… Написал  искренне, что переживаю».

Из письма в адрес СНК от 21 декабря 1934 года:

  • «Вы  напрасно верите в мировую революцию. Вы сеете по культурному миру не  революцию, а с огромным успехом фашизм. До Вашей революции фашизма не  было. Ведь только политическим младенцам Временного правительства было  мало даже двух Ваших репетиций перед Вашим Октябрьским торжеством. Все  остальные правительства вовсе не желают видеть у себя то, что было и  есть у нас, и, конечно, вовремя догадываются применить для  предупреждения этого то, чем пользовались Вы, — террор и насилие. Но мне тяжело не от того, что мировой фашизм попридержит на известный  срок темп естественного человеческого прогресса, а от того, что делается  у нас, и что, по моему мнению, грозит серьезной опасностью моей Родине».

О вивисекции (цитата по книге А. Д. Поповского):

  • «Когда  я приступаю к опыту, связанному в конце с гибелью животного, я  испытываю тяжёлое чувство сожаления, что прерываю ликующую жизнь, что  являюсь палачом живого существа. Когда я режу, разрушаю живое животное, я  глушу в себе едкий упрёк, что грубой, невежественной рукой ломаю  невыразимо художественный механизм. Но переношу это в интересах истины,  для пользы людям. А меня, мою вивисекционную деятельность предлагают  поставить под чей-то постоянный контроль. Вместе с тем истребление и,  конечно, мучение животных только ради удовольствия и удовлетворения  множества пустых прихотей остаются без должного внимания. Тогда в негодовании и с глубоким убеждением я говорю себе и позволяю  сказать другим: нет, это — не высокое и благородное чувство жалости к  страданиям всего живого и чувствующего; это — одно из плохо  замаскированных проявлений вечной вражды и борьбы невежества против  науки, тьмы против света!»

    О религии:

  • «Человеческий ум ищет причину всего происходящего, и когда он доходит до последней причины, — это есть Бог. В своём стремлении искать причину всего он доходит до Бога. Но сам я не верю в Бога, я неверующий»,
  • «Я… сам рационалист до мозга костей и с религией покончил… Я ведь сын священника, вырос в религиозной среде, однако, когда я в 15-16 лет стал читать разные книги и встретился с этим вопросом, я переделался и мне это было легко… Человек сам должен выбросить мысль о Боге».
  • «…Что касается моей религиозности, веры в Бога, посещения церкви, то это всё неправда, выдумки. Я семинарист, и, как большинство семинаристов, уже со школьной скамьи стал безбожником, атеистом. Мне Бога не нужно… Почему многие думают, что я верующий человек, верующий в смысле религиозном? Потому что я выступаю против гонения на церковь, на религию… Другую веру приносит людям просвещение, образование; вера в Бога сама становится ненужной. Многие ли образованные люди верят в Бога? (Хотя есть еще немало верующих и среди них). Надо раньше просветить народ, дать ему грамотность, образование, и вера сама ослабнет. А разрушать веру в Бога, не заменив ее ничем, нельзя... Вот так, молодой человек. А в церковь я не хожу и в Бога не верю».

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded