dem_2011

Category:

Тайна взорванного молдавского тоннеля

© Photo: http://oldchisinau.com/
© Photo: http://oldchisinau.com/

Сергей Цуркану

Недалеко от Кишинева находится уникальный забытый объект, который почти 80 лет скрывает свои секреты.

Железная дорога Молдовы переживает не лучшие времена. И это еще мягко сказано – судя по новостям, состояние дел там на уровне послевоенных времен. А история ее возникновения и развития в Бессарабии весьма интересна и достойна целого цикла статей.

Ведь первая железнодорожная линия на территории современной Молдовы была проложена еще в 1865 году - от станции Раздельная до станции Кучурган. В 1867 году эта дорога была продлена до Тирасполя, и только в 1871 году – до Кишинева. В конце XIX века был создан 165-метровый тоннель на перегоне Липчены–Матеуцы. А к началу XX века протяженность железнодорожных линий в Бессарабии превышала 850 километров.

Но был еще один тоннель, который и является предметом этой статьи. Совсем недавно на сайте Железной дороги Молдовы была следующая информация.

"Идея строительства железнодорожной ветки Ревака–Кайнары возникла в самом начале прошлого века. В 1924 году железная дорога Румынии начала ее строительство. И в 1931 году эта линия была сдана в эксплуатацию. В результате протяженность маршрута из Кишинева на Галац сократилась на 65 километров. К концу Великой Отечественной войны был взорван тоннель длиной 689 метров на перегоне между станциями Бэлцац-Сынжера. Движение поездов на этом направлении было закрыто, пути разобраны."

© PHOTO : МОЙ ГОРОД КИШИНЁВ / Строительство тоннеля у села Бэлцаць, 30-е годы ХХ века
© PHOTO : МОЙ ГОРОД КИШИНЁВ / Строительство тоннеля у села Бэлцаць, 30-е годы ХХ века

Тоннель был самым длинным на территории Молдовы. Сохранились редкие исторические фотографии его строительства.

© PHOTO : МОЙ ГОРОД КИШИНЁВ / Строительство тоннеля у села Бэлцаць, 30-е годы ХХ века
© PHOTO : МОЙ ГОРОД КИШИНЁВ / Строительство тоннеля у села Бэлцаць, 30-е годы ХХ века

Тоннель "прожил" совсем немного, возможно, поэтому фотографий очень мало.

© PHOTO : МОЙ ГОРОД КИШИНЁВ / Тоннель у села Бэлцаць
© PHOTO : МОЙ ГОРОД КИШИНЁВ / Тоннель у села Бэлцаць

Тоннель был взорван в 1944 году и тут начинаются загадки. Никто толком не знает кто его взорвал – отступающие немецкие войска или наступающая Красная армия. Энтузиасты–любители истории с форума "Мой город Кишинев" провели целое расследование, собирая по крупицам информацию и слухи об этом объекте. А слухи и легенды о тоннеле интересны и даже страшны – говорят, что внутри целый состав – то ли с оружием, то ли с документами и награбленными сокровищами. А еще существует мнение, что состав перевозил людей – или немецких солдат, или советских военнопленных, останки которых покоятся в замурованном поезде.

© PHOTO : МОЙ ГОРОД КИШИНЁВ / Тоннель у села Бэлцаць
© PHOTO : МОЙ ГОРОД КИШИНЁВ / Тоннель у села Бэлцаць

В наше время село Бэлцац находится в Яловенском районе Молдовы. Наряду с селами Ципала и Будэй входит в состав коммуны Ципала. От тоннеля остались только развороченные взрывом камни и холм, покрытый мусором – еще в 50-е годы прошлого века там обустроили свалку.

1© PHOTO : МОЙ ГОРОД КИШИНЁВ / Место где был въезд в тоннель у Бэлцаць в наше время
1© PHOTO : МОЙ ГОРОД КИШИНЁВ / Место где был въезд в тоннель у Бэлцаць в наше время
2 © PHOTO : МОЙ ГОРОД КИШИНЁВ / Место где был въезд в тоннель у Бэлцаць в наше время
2 © PHOTO : МОЙ ГОРОД КИШИНЁВ / Место где был въезд в тоннель у Бэлцаць в наше время
 3 © PHOTO : МОЙ ГОРОД КИШИНЁВ / Место где был въезд в тоннель у Бэлцаць в наше время
3 © PHOTO : МОЙ ГОРОД КИШИНЁВ / Место где был въезд в тоннель у Бэлцаць в наше время

Заброшенный и взорванный тоннель продолжает хранить свои тайны в толще земли. О нем и раньше не многие знали, а сейчас свидетелей тех времен осталось и того меньше.

Удивительно, но история тоннеля в художественной форме изложена в кино. В 1966 году был снят советско-румынский художественный фильм "Туннель". По сюжету советские и румынские партизаны разминировали тоннель, который собирались взорвать немцы, и спасли стратегический объект. Сценарий фильма, конечно, не совпадает с реальной историей, но занятно, что забытый ныне объект остался в истории кинематографа.

Кстати, судьба сценариста фильма Григория Владимова после съемок круто изменилась – он стал диссидентом и позже был выдворен в ФРГ. А исполнительница главной роли, красивая и сексуальная Валентина Малявина была осуждена за убийство мужа. Кажется, мистика или проклятие тоннеля распространились на создателей фильма.

Есть ли будущее у заброшенного тоннеля? Восстанавливая участок железной дороги Ревака–Кэйнарь, холм обошли, ремонтировать тоннель не стали. Эксперты сообщили, что он затоплен подземными водами и приведение его в пригодный для эксплуатации вид нерентабельно. А жаль – есть в тоннелях что-то загадочное, красивое и одновременно тревожное. Особенно когда у них такая история.

Источник: https://ru.sputnik.md/columnists/20210220/33707947/tayna-vzorvannogo-moldavskogo-tonnelya.html

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded