dem_2011

Categories:

Амелия Эрхарт. Таинственное исчезновение

Судьба Амелии Эрхарт началась как сказка. Она была первой женщиной, заставившей все человечество поверить в то, что женщины могут летать. И кончилась ее жизнь тоже как в сказке, только страшной. Амелия исчезла в небе. И никто не знает, был ли это просто случай или урок судьбы?

2 июля 1935 года на захолустный аэродром Лаэ в Новой Гвинее приземлился необычный двухмоторный самолет. «Электра» L-10 считалась в то время одним из лучших в мире пассажирских самолетов. Но тот экземпляр «Электры», что приземлился в Лаэ, был собран по специальному заказу, оборудован моторами повышенной мощности, вшестеро более вместительными баками и чудом тогдашней навигации - радиополукомпасом. Возможно, это был лучший самолет в мире, чудо, а не самолет. Из самолета вышли двое - мужчина и женщина. Вид у них был изможденный и болезненный. Тотчас толпа репортеров окружила пилотов. Сказав несколько слов, усталые летчики отправились отдыхать, а журналисты бросились к радиопередатчикам, чтобы отправить сообщения в свои редакции.

Всего через двое суток этот самолет и его экипаж будет искать вся Америка, а его исчезновение станет одной из самых таинственных загадок двадцатого века.

Начало

Она родилась 24 июля 1897 года, в доме своего деда, судьи Отиса - одного из самых богатых людей в Канзасе. Дедушка Альфред настоял, чтобы родители отдали маленькую Амелию им с женой. Дочь судьи, по его мнению, уж слишком поторопилась выскочить замуж, а отец Амелии обеспечить семью немог. Но девочке было скучно в богатом доме деда. Тот хотел видеть ее маленькой леди - а она убегала с мальчишками охотиться на крыс. Дед покупал ей красивые платья - а ей больше нравилось наряжаться в индейцев. Ее учили этикету в закрытой школе - а девчонка любила стрелять из ружья... Словом, когда дед с бабкой вернули подросшую Амелию родителям, та была тем еще «фруктом». Но в обычной школе было гораздо интереснее, а ходить с отцом на ярмарку - куда веселее, чем таскаться с дедом на званые обеды. Там, на ярмарке, она впервые увидела самолет. «Это была странная штука, вся из проволоки и тряпок, - будет вспоминать потом она. - Совершенно неинтересная».

В 1918 году она уже не маленькая девочка, а хорошенькая медсестра в госпитале Торонто, куда уехала одна в 17 лет. Недалеко от ее госпиталя находился военный аэродром. Был ли это роман с молодым пилотом, теперь неизвестно, но с тех пор девушка заболела небом.

Вскоре Амелия возвращается к родителям, в Калифорнию. «Смотри - вот новый аттракцион, - говорит ей однажды отец. - Можно облететь город на самолете. Хочешь попробовать?» На следующий день она пробует. А вечером приходит к отцу со словами: «Я должна летать всю жизнь».

Взлеты и падения

Она оставляет учебу в университете и начинает искать деньги для обучения. Судьба сводит ее с Анитой Снук - одной из первых женщин-пилотов, и та берется за обучение девушки.

16 мая 1923 года Амелия Эрхарт получила лицензию пилота от Международной федерации аэронавтики. На все деньги, которые достались ей в наследство от деда, Эрхарт покупает свой первый самолет - маленький желтый биплан. Она ласково называет его «канарейкой». Биплан непрост в управлении, но Эрхарт тут же устанавливает на нем рекорд высоты для женщин: 4200 метров.

Еще через год Амелия уже звезда. Она много летает, рекламирует сигареты «Лаки страйк», произносит смелые речи о равенстве женщин и мужчин. Полеты, хоть и являются мужским занятием, никак не должны быть их монополией. Да и не только полеты...

Увы, красивая жизнь «лучшей летчицы» длится недолго. Отец начинает пить, мать подает на развод, денег на содержание биплана не хватает.

Надо работать. Надо ехать в Бостон - там для нее есть место служащей по социальному страхованию. Надо продавать самолет... С «канарейкой» Амелия расставалась как с любимым существом.

Американская история

Летом 1927 года в доме Амелии Эрхарт раздается телефонный звонок. «Мисс Эрхарт, с вами говорит издатель Джордж Палмер Путэм». Предложение Путэма было удивительным: он хочет, чтобы Амелия стала первой женщиной, которая пересекла Атлантику на самолете! Для его издательства - это отличный рекламный повод, а для Амелии - шанс снова начать летать. Да еще и прославиться. Согласна ли она? Ну конечно, согласна!

«Форд-тримотор» под названием «Дружба» приводит из Бостона в Галифакс не она, а двое мужчин - пилоты Штульц и Гордон; Амелия летать по приборам еще не умеет - ее «везут, как мешок картошки». Но как только самолет приземляется, о пилотах тут же забывают: все внимание прессы приковано к Амелии. Она - первая в истории женщина, перелетевшая Атлантику. Напрасно она твердит репортерам: я была пассажиром, только пассажиром... Страна хочет видеть в Амелии героя. Свои поздравления отправляет даже президент Кулидж.

Теперь она очень занята: сначала в Лондон, потом обратно в Штаты, и везде ее хотят видеть. Газеты сходят с ума. Организатор перелета, Джордж Путэм, издает книгу о полете - «20 часов, 40 минут», тираж раскуплен мгновенно... Амелия ездит с лекциями по всей стране, Путэм сопровождает ее... сперва как импрессарио, а с февраля 1931 года - как муж. Эрхарт становится Амелией Мэри Эрхарт-Путэм. Одна из строчек брачного контракта гласит: «...супруг не имеет права вмешиваться в ее летные планы, препятствовать им и выдвигать любые запреты по этому поводу».

Она организует трансамериканские авиагонки для женщин, создает организацию женщин-пилотов «99» и становится ее президентом. Снова бьет рекорды - теперь скорости, на новом «Локхиде». А 20 мая 1932 года стартует через Атлантику.

Полет проходит благополучно. Амелия - первая женщина в истории человечества, перелетевшая в одиночку океан, и единственная, кто сделал это дважды. Да еще и побившая в этом полете рекорд скорости. Конгресс США, французское правительство и Национальное географическое общество награждают ее медалями. Ее провозглашают самой выдающейся женщиной года в США. Она не только летчица, но и олицетворение новой женщины XX века. Женщины, свободной от предрассудков, которая строит свою жизнь и карьеру наравне с мужчинами и способна покорять не меньшие высоты, чем они.

«Мы не видим вас...»

Это должен был быть первый в мире кругосветный перелет, первый, совершенный женщиной, да еще и пройденный по наибольшей дистанции - по экватору. Штурманом Амелия выбрала Фредерика Нунана - бывшего навигатора из Pan American, лучшего специалиста по Атлантике. 21 мая 1937 года самолет с красными крыльями стоял на взлетной полосе Лос-Анджелеса. «Еще не поздно все отменить», - шептал муж. В ответ Амелия только рассмеялась: «Тебе показать наш брачный контракт?» Перелет до Лаэ был двадцать четвертым по счету пунктом этого маршрута. Позади осталось 22 000 миль, а впереди еще 7000, и все они - над Атлантикой.

Следующим пунктом назначения был крохотный остров Хоуленд, затерянный в Атлантике недалеко от экватора. Чтобы максимально увеличить запасы горючего, из самолета вынули парашюты, спасательную лодку, оставили минимум еды и питья.

Точно в 00.00 по Гринвичу 3 июня машина оторвалась от полосы Лаэ. В ее баках было 1100 галлонов топлива, на которых моторы «Электры» могли непрерывно работать более суток. В 8.00 Амелия последний раз вышла на связь с аэропортом вылета, Лаэ. Она доложила, что на высоте 4000 метров следует в сторону Хоуленда. Теперь радиоконтроль за рейсом KHAQQ приняло судно береговой охраны Itasca. Работа затруднялась множеством помех: эфир наполнили передатчики репортеров, спешивших передать в редакции подробности перелета.

В назначенное время самолет не появился над Хаулендом. Стало ясно, что Эрхарт отклонилась от курса. В 19.30 Itasca получила от Эрхарт сообщение: «KHAQQ вызывает Itasca. Мы должны быть над вами, но не видим вас... Топливо на исходе...» Itasca несколько раз пыталась выйти на связь, но ответа не получала. Возможно, передатчик судна заглушал слабый сигнал с самолета. В 20.14 Itasca получила последнее сообщение от «Электры». Амелия кричала в эфир: «Мы двигаемся по линии 157 градусов - 337 градусов», а затем связь прервалась. Itasca продолжала вызывать Эрхарт до 21.30, пока не стало ясно, что самолет исчез.

Шестнадцать дней девять судов ВМФ США и шестьдесят шесть самолетов прочесывали 138 000 квадратных метров поверхности океана, пока не стало ясно: надежды на спасение летчицы нет. Америка простилась со своей национальной героиней.

Последнее письмо

Из Лаэ Эрхарт отправила мужу последнее письмо. «Мне кажется, что у меня в запасе остался всего один удачный полет, - писала она. - Когда я завершу это путешествие, то, пожалуй, остановлюсь и больше не буду совершать таких длительных перелетов».

Вместо «не буду совершать перелетов» она сперва написала «играть со смертью». Но потом тщательно зачеркнула эти строчки.

Источник

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded