dem_2011 (dem_2011) wrote,
dem_2011
dem_2011

Category:

Выходцы из России в музыкальной культуре Израиля (продолжение 3)


Всё, что замышлялось и частично осуществлялось в начале века представителями русско-еврейской интеллигенции на земле Израиля, по известным общественно-историческим обстоятельствам, было прервано на долгие годы. Реализация задуманного возобновилась через десятилетия, особенно с момента создания Еврейского Государства, затем в 70-е годы, тем более – с Большой алиёй 90-х.  При сегодняшнем уровне взаимообмена и взаимопроникновения можно говорить о своего рода кульминационной фазе, не исключающей, разумеется, дальнейшего движения вперёд. По этой же причине трудно дать представление читателю о всём многообразии разветвлений культурной жизни в стране, трудно осветить всё, чем живёт сегодня музыкальный Израиль, во многом благодаря роли, сыгранной выходцами из России и стран СНГ.

Деятельность приехавших из России (СССР/СНГ) широко развернулась в разных сферах. Будь то музыкальное образование, композиторское творчество, функционирование музыкально-художественных коллективов, творческая жизнь симфонических и камерных оркестров, жизнь Новой израильской оперы – везде рядом с ивритом звучит русская речь. Везде можно встретить тех, кто воспитывался в своей музыкантской профессии на традициях русских исполнительских и композиторских школ.

Всемирно известный главный дирижёр Израильского филармонического оркестра, блистательный Зубин Мета так ответил журналисту, заметившему, что не менее половины его знаменитого оркестра говорит по-русски: «Не могу сказать, что мы специально отбирали русскоязычных музыкантов, но за последние двадцать лет любой конкурс на вакантное место в струнной группе всегда выигрывали только “русские”. Ведь у них такой высокий уровень игры, такая хорошая школа, у многих был опыт игры в оркестрах, и этот опыт нам очень пригодился… Они принесли культуру игры, особенно в струнную группу. Но не только…»25.

Подобный вопрос (сколько в его оркестре выходцев из России)  был задан и бывшему бакинцу скрипачу Михаилу Пархомовскому26  – художественному руководителю ансамбля «Виртуозы Израиля», широко гастролировавшего далеко за пределами страны. Он ответил кратко: «Абсолютно все»...

Многим и многим приехавшим из бывшего СССР/стран СНГ репатриация открыла дорогу в мир, что так важно для людей творческих. Жизненными планами и потребностями наиболее целеустремлённых личностей была вызвана репатриация тех, кто намеревался продолжать свою деятельность в условиях свободного волеизъявления в среде своего народа.

Сегодня духовная атмосфера в Израиле до пределов насыщена звучащей музыкой – от академических концертов с солидными классическими программами до джазовых фестивалей, привле-кающих своим разнообразием и участием музыкантов с мировыми именами.  Академическая сфера включает в себя как выступления многочисленных оркестровых и хоровых коллективов, так и широко развернувшееся камерное музицирование в сольных и ансамблевых вариантах. Большой интерес у подчас достаточно взыскательной аудитории вызывают и лучшие спектакли Новой израильской оперы. Всё это, и впрямь, создаёт Израилю имидж весьма музыкальной страны. И, подчеркнём еще раз, – роль в этом русских евреев чрезвычайно велика.

А как может быть иначе, если в Израиле функционирует один из лучших симфонических оркестров мира, и вообще оркестровая культура представлена достаточно широко?

Молодые музыканты из многих стран стремятся попасть в Израиль на международные мастер-классы, где преподают, в числе других, выходцы из России. Страна принимает у себя знаменитых дирижёров и исполнителей со всего света, среди них много гастролёров из России. Один из них – Борис Эйфман, который со своей петербургской труппой регулярно привозит в Израиль балетные спектакли27. Особый колорит придаёт спектаклям Эйфмана то, что в его постановках используются, как правило, шедевры мировой музыкальной классики.

Волны звучащей в Израиле музыки в свою очередь выплескиваются достаточно часто за пределы нашей маленькой страны, благодаря многочисленным гастрольным выступлениям израильских оркестров и хоров, ведущих израильских исполнителей и функционирующих в стране камерных ансамблей. Заслуженная известность приходит сейчас ко многим израильским музыкантам, работающим за рубежами своей небольшой страны, выступающим с ведущими мировыми оркестрами, возглавляющим престижные мастер-курсы у себя дома и за рубежом. И никого не удивляет теперь обилие среди них русских музыкантов – евреев из разных регионов бывшей советской империи.

Помимо ярких музыкантов-исполнителей, талантливых композиторов и педагогов, скажем и о русскоязычных предприимчивых, энергичных организаторах культурной жизни – разного рода конкурсов и фестивалей, мастер-классов, музыкальных студий, которыми теперь так богата культурная жизнь в Израиле…  Назовём, к примеру, проведенные в сезоне 2007-08 гг. в Иерусалимской Академии музыки «Московские вечера», где в обилии звучали произведения Рахманинова, Скрябина, Метнера, Прокофьева и Шостаковича; или Международный  фестиваль камерной музыки, руководимый Еленой Башкировой в Иерусалиме, который уже имеет свою историю.

 
В 70-е годы семья исполнителей и композиторов здесь пополнилась такими яркими личностями, как дирижёр Юрий Аронович  (1933–2002), ставший, уже будучи в Израиле, почётным членом Шведской Королевской Академии28, руководитель известного в мире камерного оркестра, скрипач и дирижёр Рудольф Баршай, виолончелист Миша Майский29. Репатриировались из России бывшие к тому времени уже маститыми композиторы Марк Копытман30, Иосиф Дорфман (1940–2006), названный позднее одним из лидеров академического авангарда в Израиле, Лев Коган (1927–2007), Сара Фейгина, скрипач и музыковед Яаков Сорокер (1920–1995)31, обогативший наше знание не одним своим трудом о российских музыкантах-евреях. Были среди прибывших тогда, как и в последующих волнах алии, солидные музыковеды, за плечами которых уже стоял большой педагогический и научный опыт работы на академическом уровне. Достаточно назвать профессоров Нисана Шехтмана, преподающего долгое время в музыкальном колледже Беэр-Шевы, Беллу Бергинер-Тавгер (Иерусалимская Академия музыки), Ирму Золотовицкую (Академия музыки в Тель-Авиве), Риту Фломенбойм (колледж Левински). Всё, сделанное  каждым из них на поприще музыкального искусства, всё, чем отмечен их вклад в культуру Израиля, заслуживает отдельного рассказа.

 
Много новых имён появилось в панораме культуры с большой алиёй 90-х. На небосклоне художественной жизни в Израиле вспыхнули тогда новые звёзды, укрупнились и разнообразились их творческие дела. Назовём лишь некоторых из ведущих специалистов-музыкантов.  Это – скрипачи Максим Венгеров, Александр Поволоцкий, Моти Шмит, Семён Ярошевич, виолончелист Михаил Хомицер, в прошлом – непременный член представительного жюри международного конкурса им. Чайковского в Москве; активно концертирующие и воспитывающие молодёжь пианисты: неутомимая пропагандистка новой музыки израильских композиторов Раймонда Шейнфельд, Фаина Айзенберг, Дарья и Вадим Монастырские, открывшие свои фортепианные классы, Ирина Беркович, Янина Кудлик – художественный  руководитель престижного фестиваля «Салют роялю!» в Ашдоде, великолепный музыкант Евгений Шендерович32, дирижёр Евгений Цирлин (Иерусалимская Академия музыки)  и др.

В отличие от всё-таки сравнительно ограниченного количества имён русских евреев в музыкальной культуре начала века, при попытке нарисовать общую картину нынешней музыкальной жизни на нас обрушивается сонм имён. А огромное число разного рода творческих акций даже невозможно перечислить.

Деятельность наиболее видных представителей русскоязычного еврейства имеет прямое отношение к авторитету Израиля в мире, как страны, располагающей большими творческими силами в области музыкального искусства. Никого теперь уже не может удивить вопрос, сформулированный ещё десять лет тому назад: Откуда в отдалённой средиземноморской стране такое обилие, такая интенсивность музыкальной деятельности? Ясно, что огромную роль в этом сыграла так называемая «русская» алия, интенсивность которой особенно возрастала в последние тридцать-сорок лет. Уже более полувека бурлит музыкальная жизнь в Израиле, вовлекая в свой  поток многих и многих. Нетрудно представить себе, какое глубочайшее удовлетворение испытали бы далёкие российские строители еврейской культуры, узнав о ее нынешней полноте и разнообразии.

 
Искусство, тем более музыкальное, – сфера особая. Здесь царит чувственно-эмоциональная реакция на жизненные явления. Значение и масштаб творческой личности определяется тем внутренним огнём, что способен воспламенять души. Хорошо сформулировал это в одном из интервью Миша Майский, один из уже упомянутых крупных израильских музыкантов: «Тысячи музыкантов способны передать слушателям идеи композитора. Но лишь изредка совершается некоторый мистический прорыв, когда образуется прямая связь от сердца музыканта к сердцу слушателя».

Многие талантливые израильские музыканты дарят сейчас благодарной аудитории незабываемые минуты соприкосновения с подлинным, замечательным искусством. К этому можно добавить высокий профессиональный тон музыкальной публицистики, в которой весьма заметна роль музыковедов-обозревателей, прибывших в Израиль «с просторов России». Некоторые из них были названы выше.

 
В качестве одного из показательных примеров назовём концертмейстера первых скрипок в прекрасном оркестре Зубина Меты замечательного скрипача Илью Коновалова. Внук известного в России дирижёра Исидора Каца, который долгие годы работал в Новосибирском театре оперы и балета, Илья Коновалов в двадцать лет стал концертмейстером ведущего израильского оркестра.

Среди широко известных за пределами Израиля имен прекрасных музыкантов – выходцев из России – превосходный пианист, лауреат проводимого в Израиле престижного международного конкурса им. Артура Рубинштейна Александр Корсантия, широко концертирующие пианист Ефим Бронфман (этого израильтянина, бывшего ташкентца называют нью-йоркцем), считающийся сейчас одним из лучших в мире скрипачей Максим Венгеров (ученик знаменитого Захара Брона, которого по его педагогической деятельности сравнивают с Леопольдом Ауэром – создателем российской скрипичной школы в дореволюционной России)33.

В числе известных музыкантов из СНГ – не только солисты-инструменталисты, но и оперные певицы Сюзанна Порецкая, Лариса Татуева, оперные тенора Евгений Шаповалов, Феликс Лившиц  и проч., и проч. Таким образом, панорама исполнительской культуры в Израиле давно уже представлена именами выходцев из России и стран СНГ. Названные выше исполнители блистают среди них. Они не только вписались в плеяду широко концертирующих музыкантов-репатриантов, но стали в ней лидирующими. А сколько из них ещё не названы…
____________
25 Ю.Цодекс. Зубин Мета, баловень судьбы // Газ. Вести». 2004 г. 8 янв.
26 Засл. артист России М.И.Пархомовский – создатель и худож. руководитель Ансамбля скрипачей, в Израиле с 1991. Основатель и худож. руководитель Ансамбля скрипачей Израиля «Virtuosi». Концертировал в СССР, Израиле, странах Европы и Азии. Записал 14 пластинок и компакт-дисков. Автор книги «По обе стороны Игры».
27 Подобно многим музыкантам, репатриировав¬шимся из Молдавии (Бессарабии), Эйфман  начинал своё вхождение в мир хореографии в Кишинёве.
28 См. о нём: М.И.Пархомовский. Дирижёрской палочкой он творил чудеса // РЕВЗ. Т.14. С.289-297.
29 Ученик Ростроповича и Пятигорского, он объездил с гастролями много стран и по праву считает себя теперь человеком мира.
30 См. о нём: И.Милютина.  Краски музыкальной палитры // Между прошлым и будущим. С.121.
31 Леонтина Бас. Личность светлая, прекрасная, талантливая… //  РЕВЗ. Т.14. С. 277-288.
32 См.: А.Эпштейн. Интервью с Е.М.Шендеровичем // РЕВЗ. Т.11. С.156-165.
33 Небезынтересно – в руках Венгерова звучит редчайший инструмент Страдивари (1727); т.о. израильский скрипач в ХХI веке играет на скрипке, изготовленной почти 300 лет тому назад!

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments