dem_2011

Categories:

Голгофа в Праге

Вряд ли ошибусь, если скажу, что подобного распятия вы не встретите больше нигде. С первого взгляда понятно, что это крайне необычное изображение кульминационного события в мифологии христианства. Дело в том, что фигуру распятого Христа окружает загадочная надпись на иврите, тем более заметная, что сама скульптура изготовлена из темной бронзы, а надпись сияет золотом.

Даже если вы не знаете иврит, вы все равно почувствуете, что тут какая-то путаница. Иисус в еврейской традиции - фигура несущественная, просто бродячий проповедник, последователи которого создали еретическое (с точки зрения иудаизма) учение. Так что же тогда тут делает эта странная надпись на иврите? И что она означает?

Забавно, что, если вы ее переведете, вопросов станет только больше. Надпись гласит: "Свят, свят, свят Господь Воинств". И вообще-то это слова из иудейской молитвы "Освещение божественного имени", обращенной к тому самому единственному богу, создателю всего сущего. К Христу они не имеют никакого отношения. Более того, от ивритского слова "цеваот" (то есть "воинств") произошло имя Саваоф, которое используется, например, в православии по отношению к богу-отцу. Совершенно непонятно, зачем эти слова соединили с распятием, если только не знать историю появления такой странной скульптуры. А история занимательная.

Сама эта композиция называется "Голгофа" и является самой старой на знаменитом Карловом мосту в Праге. Если вы бывали в чешской столице, то почти наверняка посещали этот мост, одну из главных городских достопримечательностей.

Карлов мост
Карлов мост

Место живописное, таинственное, наполненное легендами и мифами. Особенно атмосферно тут, когда над рекой Влтавой стелется туман. Множество мрачноватых бронзовых скульптур в его призрачной дымке слегка колышутся, будто вот-вот оживут.

Карлов мост в тумане
Карлов мост в тумане

Все эти изображения появлялись здесь постепенно, с течением времени, но самой первой скульптурой, как я уже говорил, было распятие. Впрочем, не то, что мы видим сейчас.

Фигуру распятого Христа планировали установить еще до строительства моста. Предусмотрели конкретное место для этого - третья опора справа, если двигаться от Староместской мостовой башни.

Но первый крест, установленный в 1361 году, был деревянным. Здесь рядом традиционно казнили преступников, а у креста осужденные могли помолиться перед отбытием в лучший мир (а может и не в лучший, учитывая их преступления).

Во время Гуситских войн в 1419 году крест был уничтожен, но вскоре на его месте поставили новый, вновь деревянный.

Фридрих Второй
Фридрих Второй

Затем спустя пару столетий жена чешского короля Фридриха Второго, совершеннейшего подкаблучника, заявила, что ее раздражает это грубое изображение и вообще оно портит ей вид на город. Супруг, явно боявшийся супругу гораздо больше, чем бога, приказал сбросить распятие в реку. Легенда гласит, что царствование Фридриха закончилось печально именно по этой причине. В 1620 году он потерпел поражение в битве у Белой горы, бежал за границу и позже умер от чумы.

А не надо было крестами разбрасываться, говорят теперь прагматичные чехи.

Как бы то ни было, распятие на прежнем месте было восстановлено в 1629 году - на этот раз в бронзе. Хотя никакой ивритской надписи поначалу не было и в помине. А почти через 30 лет к нему добавили фигуры девы Марии и Иоанна Крестителя слева и справа от креста. Эти две скульптуры вообще-то не местные. Их создавали в Дрездене для моста через Эльбу, но по каким-то причинам передумали устанавливать. Так что в 1657 году они были куплены для моста в Праге, где теперь и стоят.

И наконец уже в 19-м веке, в 1896 году, появилась та самая загадочная надпись на иврите, вызывающая сегодня столько недоумения.

А дело было так.

Однажды некий пражский еврей, имени которого мне найти не удалось, начал прилюдно насмехаться над скульптурой, неосторожно и самонадеянно заявляя всем окружающим, что Иисус никакой не мессия и тем более не бог. Выходка была крайне неуместной, учитывая, что дело происходило в христианском государстве. Хотя, как мы помним, и тут время от времени кресты швыряли в реку.

И пусть еврейская община в Праге была весьма значительной и в общем-то процветающей, подобные заявления в центре города вряд ли могли встретить понимание.

Они и не встретили.

Короче говоря, шутника арестовали за богохульство и суд приговорил его к весьма значительному штрафу. Власти города, похоже, решили ответить сарказмом на сарказм и всю сумму штрафа отдали на изготовление позолоченной надписи. И мало того, что слова, обычно обращенные к богу, здесь были переадресованы Христу, как бы намекая, что он и есть "господь воинств", так еще эти слова написали на иврите, чтобы было понятно, кому именно адресована эта ирония.

Короче говоря, святотатством за святотатство.

Лишь совсем недавно, в 2000-м году, еврейская община Праги добилась того, чтобы у скульптуры была установлена табличка, поясняющая, как было дело. С тех пор считается, что это больше не троллинг над религиозными меньшинствами, а свидетельство необычного исторического события.

Надо сказать, жизнь пражских евреев накрепко переплетена с местной историей. Тут вам и Кафка, и каббала, и старинный еврейский квартал, и таинственная Староновая синагога. Одна только легенда о Големе, родившаяся на этих самых улицах, чего стоит... 

Источник

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded